Стрелок | Кино | Time Out

Стрелок

Василий Степанов   4 апреля 2007
3 мин
Стрелок
"Стрелок" Антуана Фукуа, вопреки легкомысленной репутации режиссера, оказался задумчивым боевиком. Слишком даже задумчивым.

Вышедший на пенсию сверхсекретный снайпер морской пехоты Боб Ли Сваггер (Марк Уолберг) сменил имя, уехал в горы, отрастил бороду и научил собаку приносить пиво прямо из холодильника. В общем, жил — не тужил, пока в его хижину не постучались двое в штатском и не попросили помочь спасти президента США от неминуемого покушения. Сваггер, немного скривившись, согласился из подчеркнуто гуманистических соображений и отправился в большой город просчитывать возможные сценарии убийства главы государства. О чем вскоре сильно пожалел — спасать ему пришлось не президента, а свое честное имя и жизнь от тех самых хитро подставивших его товарищей в штатском.

«Стрелок», в меру актуальный боевик о заговоре в высших эшелонах американской власти, возвращает нас в стихию старого и доброго голливудского насилия. В мир отставных спецназовцев и последних бойскаутов, неполиткорректных нигилистов с поствьетнамским синдромом, черных вертолетов и вороненых стволов. Нежность, с которой Антуан Фукуа — режиссер, весьма осмысленно растрачивавший свой талант на дивные безделицы вроде «Тренировочного дня» и «Убийц на замену», — ощупывает знакомую с 80-х фактуру, ощущается кожей и позвоночником. Вот он цитирует «Коммандос», вот вспоминает «Первую кровь» и пытается выучиться у старомодных боевиков умению бить редко, но метко.

И пока что промахивается. Проблема «Стрелка» в том, что он, как и его герой, не склонен к шквальному огню. Отдавая должное боевым сценам, Фукуа хочет еще и поразмышлять — о кризисе американской системы, политической, общественной, просто системы ценностей. Длинное снайперское имя Боб Ли Сваггер явно намекает на другого человека с ружьем — Ли Харви Освальда, убийцу президента Кеннеди. С помощью аллюзий и намеков Фукуа пробует разобраться в современном состоянии дел в американской демократии. Но слово «шутер» — как жанр и как название — предполагает прежде всего действие, а его тут явно не хватает.

Из шести романов, написанных кинокритиком «Вашингтон Пост» Стивеном Хантером о доблестном Сваггере, Фукуа экранизировал лишь первый. Если позволят кассовые сборы, из фильма в дальнейшем может вырасти вполне увлекательная франшиза о беготне с винтовкой — ведь биатлон любят смотреть почти все. Нужно только правильно распорядиться выводом, сделанным в финале. А он вполне конкретен: правды не найдешь, слабых обижают, во всем виноваты нефть и жадность, а лучшие друзья человека — это качественная оптика, датчик скорости ветра и хороший ствол. Все так, но настаивать на этом из фильма в фильм не стоило бы — иначе хороший честный парень Сваггер рискует превратиться в перешедшую к тактике прямого действия Новодворскую.