Москва
Москва
Петербург
Интервью: Борис Михайлов

Интервью: Борис Михайлов

На своей выставке знаменитый фотограф показывает прошлое.
Вы удивительно выбираете объекты съемок — бомжи, земля, красные знамена. Вы получаете удовольствие от этого?

Нет, там по-другому идет, через насилие над собой. Если легко снимаешь — ничего не получается.

А зачем себя насиловать?

А должен. Если взял на себя обязанность — вернее, не обязанность, а… как бы это сказать: вот ты это можешь делать, начал и теперь — будь добр — продолжай.

Так кому должен?

Слово «должен» — дурное, советское. Ты перед собой должен. Самому интересно — можешь ты еще что-то сделать или нет. Можно продолжать делать наработанные темы — снимать еще бомжей в других ситуациях. Но для меня важно получать удовлетворение, двигаться куда-то. Вот сейчас я сделал проект в Германии — фотографировал людей в профиль, кажется, нашел немецкий тип. Но никакого отношения к тому, что сейчас надо делать, это не имеет. Сейчас важно сделать картину большую, которую бы все купили. А у этого проекта перспективы продаж — ноль. Получается — удовлетворение получил, а задачу не выполнил.

Но ведь было время — еще до того, как взял на себя обязанность — тогда что толкало?

Там была гражданская позиция и ощущение: или ты это скажешь, или никто не скажет.

Тяжело так жить?

Все художники так живут. Ставят задачу, выполняют. Я ищу задачу, которая соответствует времени, постоянно думаю о ней. Сейчас проблема: на мои работы смотрят, говорят — здесь все понятно, это символы того времени. А какие сейчас символы? И оказывается, что никто их не нашел.

Вы говорили про большие вещи — вы действительно считаете создание крупных произведений важной задачей?

Конечно, нужно создавать картины для новых пространств. Это не локальная задача — мировая, но у нас она особенно важна. Появились новые места, старые номера в них не проходят. Я пробовал эту задачу решать, пробовал делать такие вещи, но получилось для музея, а для банка — нет. Здесь надо быть внутри этого пространства и угадывать вкусы.

А вообще, что вы думаете надо делать?

Вообще надо плохое выдавать. В Москве — все хорошо, и Москва должна отвечать хорошему. А вот если ты находишься в пригороде — отвечай месту.

А за Харьков кто теперь ответит? Вы вот уехали в Берлин, Братков — в Москву.

Получается, что некому. Но вообще-то, у нас там квартира, в которой я родился…

Но вы отвечаете не за современный Харьков, а за советское время — этой выставкой по крайней мере.

И да, и нет. Здесь три серии. «Красная» — очень вовремя попала: сейчас в Манеже проходит выставка — там советская фотография, такая ностальгическая. То, с чем мы боролись, так показывают, что создается ощущение, будто все было замечательно. А у меня другое — такое интеллигентное высказывание, что я чувствовал в то время. Серию «Бутерброд» я делал одновременно с «Красной» и это не фотографическая реакция, а, скорее, — художественная, там есть манипулирование. Там показан принцип мышления шестидесятников, основанный на совмещении противоположных мнений…

Шизофрения такая легкая…

Скорее — сюрреализм, умение читать между строк, видеть двойное дно: например, несчастная нищенка на фоне лозунга. Это рождение соцарта. А третья серия, «Коричневая», — это уже девяностые, когда все рушилось, это была такая же катастрофа, как и бомжи. Я ощутил это падение. Единственное, что к бомжам я приблизился, а тут расстояние было.

А почему самую знаменитую свою серию — бомжей — не показываете?

Москва не хочет бомжей. Никто не предлагает показывать и никто здесь не купил ни одного бомжа.

Но ведь про бомжей — это общечеловеческие образы?

Общечеловеческое — это фигня. Для меня место и время важнее, чем общечеловеческое.

Время и место были такие страшные, поэтому вы уехали?

Нет, просто так получилось. И потом — мы уехали совсем недавно. Только два года как у нас своя квартира в Берлине. До этого просто ездили с места на место — стипендии, выставки какие-то.

Получается, что родина — это СССР, которого нет, а Москва — что?

Сложно сказать, я здесь не жил ведь. Но приезжаю, хорошо… Например, здесь есть привычный вкус у еды. Там покупаю — не то, а здесь — раз-раз, и нашел что надо.


Выставка Бориса Михайлова «Красный. Коричневый. Вчерашний Бутерброд» в Музее актуального искусства Art4.ru
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация