Москва
Москва
Петербург
Современное искусство забыло о своей функции утешения

Современное искусство забыло о своей функции утешения

Александр Гордон, режиссер только что вышедших в прокат «Огней притона», собирается устроить своему фильму «Закрытый показ».
— При том, что «Огни притона» — это то, что в англоязычной традиции называется character study, они удивляют классицистской прямолинейностью — главную героиню даже зовут Любовь.

— Любовь и есть любовь. Это сделано сознательно — и автором сценария и повести (отец режиссера Гарри Гордон. — Прим. Time Out), и мной. Фильм вообще получился довольно литературоцентричный — я называю это неоклассикой. Вернуться к классическому воспроизведению реальности не получается: реальность изменилась и инструментарий ушел практически весь — а главное, ушло восприятие зрительское. Но единицей измерения все равно должен оставаться человек. И в этом смысле других образцов, кроме как литературных, в наше время, к сожалению, найти нельзя. Что для меня было с самого начала понятно: фильм должен был быть актерским. В каком-то смысле это получилось — в нем есть намек на ансамбль. У меня, конечно, есть к себе колоссальное количество профессиональных претензий, но об этом я буду серьезно говорить в программе «Закрытый показ».

— То есть вы его все-таки покажете в «Закрытом показе». Что первое вы себе скажете?

— Да, у меня будет такое шизофреническое раздвоение. А что я бы себе сказал?.. Первое — что прежде, чем взяться за дело, даже которое сильно тебя волнует, надо сесть и подумать. Потому что, если бы я дал себе труд подумать с самого начала, наверное, не могу сказать, что это был бы другой фильм или фильм лучше, но к себе было бы меньше претензий. Мне и сейчас он нравится как зрителю — потому что в отличие от многого из того, что я вижу на «Закрытом показе», у него есть некий эффект, о котором современное искусство забыло и даже стыдится признаться, что это может быть полезно живому человеку.

— Что это за эффект?

— Утешение.

— Но историю-то вы рассказываете трагическую — Любовь гибнет от всеобщей нелюбви.

— Да, это трагедия в высоком смысле слова — классическая даже по структуре: герой восстает против рока и погибает, потому что рок сильнее. Но мне кажется, что все дело в интонации, во взгляде. Можно снять на бытовом уровне абсолютную чернуху на тот же сюжет, а можно попробовать вызвать если уж не катарсис, то хотя бы какие-то слезы нежности и сочувствия, может быть, даже к себе. По тому, как воспринимает фильм аудитория, создается впечатление, что это получилось.

— Собственно, весь фильм — это хроника ее умирания.

— Мне интересен этот мотив ухода. Почти половина фильмов описывает кризис среднего возраста, причем мужской. Что происходит после этого кризиса, когда нужно примиряться не только с жизнью, но и со смертью, — об этом очень мало рассуждений. И попытки исследовать эту тему могут служить и для меня, и для какой-то части аудитории именно утешением.

Расписание сеансов фильма
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация