Любовь к ближнему | Главное | Time Out
Главное

Любовь к ближнему

Михаил Визель   19 января 2007
2 мин
Любовь к ближнему
Злоключения и метаморфозы простодушного жителя Парижа.

На протяжении 350 страниц карманного формата на долю главного героя этой книги, парижанина Себастьяна, выпадает больше злоключений и с ним происходит больше метаморфоз, чем с гонимым роком протагонистом античной трагедии. На первых страницах он — обожаемый всеми умненький мальчик, к тридцати годам — счастливый отец многочисленного семейства и перспективный молодой дипломат. Потом в одночасье он становится жиголо, мужчиной-проституткой, после этого влюбляется в полунегритянку-полуеврейку Дору, у которой вспышки неистовой страсти чередуются с такими же безумными приступами религиозного рвения. Еще позже парочка создает собственную мистико-эротическую секту, руководствуясь принципом: "Бог есть любовь", но понимая его чересчур буквально. Потом все рушится. Себастьяна разоблачают, выгоняют из министерства, он оказывается на дне жизни — и это еще не полный перечень его невзгод.

На первый взгляд может показаться, что роман одного из наиболее известных современных французских писателей (чья "Горькая луна" была экранизирована Полански) повторяет канву вольтеровского "Кандида", в котором добронравный юноша должен пройти через множество соблазнов и испытаний и прийти к простой истине: чтобы быть счастливым, нужно растить свой сад.

Только это "Кандид" наших дней. Дело тут не столько в неслыханной для "галантного века" сексуальной свободе и вольнодумстве (после 1968 года принявшего форму левачества), сколько в непреходящей усталости от этой тотальной свободы. Об этом нам уже много рассказывал другой, более раскрученный французский писатель — Уэльбек. А его старший коллега Брюкнер подтверждает: дело здесь не в личной мизантропии.