Стихи про меня | Главное | Time Out
Главное

Стихи про меня

Михаил Визель   19 января 2007
2 мин
Стихи про меня
Образцовый non-fiction.

Новое объемистое сочинение Петра Вайля вышло к открытию ярмарки Non-fiction VIII. Это не единственная книга, премьера которой была подгадана издателями специально к одному из двух главных московских книжных смотров, но, пожалуй, самая типичная из них. Non-fiction была изначально задумана устроителями просто как выставка-продажа специальной малотиражной литературы — мемуаров, научных исследований, философских трактатов, и лишь немножко — поэзии "не для всех" и интеллектуальной прозы. Но ярмарка пользовалась таким огромным успехом, что ассортимент был резко расширен в сторону "нормальных" книжек, а название — переосмыслено: не "без художественной прозы", а "без фикций", то есть без дутых величин.

Петр Вайль известен в последние годы в основном как "прикладной культуролог" — глянцевый эссеист, певец русской кухни и советской коммуналки, жизнерадостный кинопутешественник. В "Стихах про меня" Петр Львович словно возвращается к своей основной профессии литературоведа. Он собирает под обложку своей книги 55 (это число, видимо, соответствует возрасту автора на момент появления замысла книги в 2004 году) прекрасных стихотворений лучших русских поэтов ХХ века, расставленных в хронологическом порядке по году написания, от 1901 ("Среди миров, в мерцании светил…" Иннокентия Анненского) до 2001 ("Цыганка ввалится, мотая юбкою…" Сергея Гандлевского). Но ни к "настоящему" литературоведению (с подзаголовками вроде "вопросы трансформации русского лирического стихотворения XX века"), ни к попсовому "The best of: Петр Вайль рекомендует" эта книга не имеет ни малейшего отношения. С самого начала автор честно признается: он приводит только те стихи, которые запомнились лично ему и сыграли какую-то роль в его жизни. Таким образом, лирические стихотворения (и даже отрывок из поэмы Есенина "Пугачев") оказываются лишь поводом для виртуозных текстов самых разных жанров — от меланхолических воспоминаний об экстремальных ситуациях собственной армейской и заводской юности до отвлеченных эссе о советском быте и разных городах мира. Откровенно сказать, эти последние не сильно отличаются от соответствующих глав предыдущих книг — "Мира советского человека" и "Гения места" — но оторваться все равно невозможно.

Своей книгой Вайль ненавязчиво доказывает две важные вещи. Во-первых, что рифмованные стихи были, есть и будут всегда: в отличие от верлибров, они мгновенно запоминаются и поэтому способны, как запахи, моментально воскрешать связанные с ними воспоминания. А во-вторых, что так называемый нон-фикшн, литература "без вымысла", может быть не менее увлекательна, чем романы — если автор умен, наблюдателен и способен выдержать правильную интонацию.