Призраки Бреслау | Главное | Time Out
Главное

Призраки Бреслау

Михаил Визель   19 января 2007
2 мин
Призраки Бреслау
Расследование дела, заставляющее детектива покаяться и уверовать во что-то чего он сам не знает.

Этот роман — пожалуй, самый необычный из всех ретродетективов, что свалились на читателя в 2006 году. Действие в нем разворачивается не в прочной империи конца уютного XIX века (российской или британской), а в невротическом 1919 году в шаткой Веймарской республике. Главный герой — 35-летний сотрудник полиции нравов Эберхард Мок — мало напоминает сыщика-джентельмена, хотя и любит мысленно декламировать Горация. Проверяя публичные дома, он постоянно пользуется служебным положением. Живет в тесном домике с больным отцом, с которым ругается, но страстно любит. А еще постоянно напивается, чтобы избавиться от ночных кошмаров. Столь же неприятно с виду и дело, которое ему приходится расследовать. "Приходится" — самое подходящее слово, потому что на уложенных в жуткую "поленницу" телах четырех молодых мужчин с переломанными конечностями и почему-то в кожаных мешочках на гениталиях, найдена записка, призывающая его, Мока, в чем-то покаяться и во что-то уверовать — иначе убийства будут продолжаться. И эти слова не разошлись с делом, хотя адресат в полном недоумении — во что это он должен уверовать?

Подобно тому, как переводчик Акунин "паразитирует" на русской беллетристике, вроцлавский преподаватель классических языков Краевский явно опирается на немецкий экспрессионизм Пражской школы — Кафку и Майринка. От них, в частности, — тема болезненных взаимоотношений с отцом и густой налет мистики и теософии. К тому же, подобно Праге, Бреслау (современный Вроцлав) тоже был немецким анклавом. В других романах Краевский доводит биографию своего героя-земляка до 1944 года, но не решается отправить его дальше, в "Народную Польшу": это стилистически другая эпоха.