Нефритовые четки | Главное | Time Out
Главное

Нефритовые четки

Михаил Визель   14 декабря 2006
2 мин
Нефритовые четки
Этапы большого пути Эраста Фандорина.

Патетическая концовка сложно задуманной и виртуозно исполненной "Алмазной колесницы" наводила на мысль, что Борис Акунин собрался завершить ею описание приключений Эраста Фандорина, перенеся внимание на его прямых потомков и многочисленных дальних родственников — разнообразных Дорнов, фон Дорнов и Дарновских. Однако избавиться от любимого героя (и, видимо, после прошлогодних экранизаций — основного кормильца) оказалось не так просто.

Сначала автор устроил Эрасту Петровичу и Масе небольшое камео в "Детской книге", а теперь посвятил им семисотстраничный том. Но поскольку все этапы фандоринской биографии (во всяком случае, в XIX веке, когда тот еще находится в амплуа красавца-брюнета) уже расписаны, "Нефритовые четки" — не роман, а собрание десяти рассказов и повестей, описывающих эпизоды между вехами, отмеченными в предыдущих книгах, — Япония, Москва, учеба в Массачусетском технологическом институте. Открывается книга посвящениями десяти мастерам детектива — от Эдгара По и Агаты Кристи до Жоржа Сименона и Умберто Эко. И нетрудно убедиться, что каждый текст стилизован под манеру того или иного классика жанра. Но Акунин, как обычно, избегает прямых параллелей. Даже в посвященной Конан Дойлю откровенно пародийной "Скарапее Баскаковых" хорошее знание первоисточника не лишает читателя неожиданной развязки.

В финальной повести автор прямо сталкивает Фандорина и Холмса лицом к лицу. Результатом оказывается боевая ничья — никто не проиграл, но никто и не победил. Сам же автор матч за читательское внимание скорее выиграл — но на этот раз по очкам, а не сокрушительным нокаутом, как когда-то.