Фестиваль моноспектаклей «Solo»
14 образцов редкого жанра, на работу с которым отваживаются только настоящие асы.
Моноспектакль — жанр редкий. Может быть, потому, что сложный. Разговор со зрителем один на один требует особого мужества: больше часа удерживать внимание зала — это дано не каждому. С другой стороны, и театр не всегда может позволить себе моноспектакль — расходов особенных он не влечет, но оставляет не у дел остальную, как правило, немалочисленную труппу.

Актеров, решающихся сейчас на подобный бенефис, не так уж много — из недавнего вспоминаются спектакли Александра Филиппенко, Алексея Девотченко, Константина Райкина, знающих толк в одиночестве на сцене. Константин Райкин и возглавляет фестиваль «Solo», открывающийся 1 октября в Театральном центре «На Страстном». Он проходит в четвертый раз, с каждым годом расширяя круг своих участников. В афише — театры из Греции, Италии, Франции, России.

Откроется «Solo» премьерой: знаменитый грек Теодорос Терзопулос представит спектакль «Иокаста» — современную интерпретацию античного мифа. Драматург Яннис Контрафурис сместил фокус с Эдипа на его жену Иокасту, которую играет София Хилл.

В этом году «Solo» явно имеет античный акцент. Миф о Медее лежит в основе двух фестивальных спектаклей: молодой режиссер Шамиль Дыйкынбаев поставил версию немецкого драматурга Хайнера Мюллера в якутском театре «Олонхо». Роль яростной чужеземки он отдал знаменитой актрисе Степаниде Борисовой. А режиссер из Словении Сашо Журцер привез на фестиваль спектакль «Плач Медеи» по трагедии Еврипида.

В выборе драматургии участники фестиваля банальностью не грешат. Зачастую это современные интерпретации классики или сочетание текстов разных эпох и культур. А в литовском спектакле «Уне» (режиссер Бируте Мар) предметом исследования становится сама природа театра. Он выстроен на мемуарах и дневниках знаменитой актрисы прошлого столетия Уне Бабицкайте-Бай.

Спектакль итальянца Фабрицио Джифуни «Инженер Гадда идет на войну» своеобразно интерпретирует сюжет Шекспира. Герой Гадда, прошедший войны, пленения, лагеря, смерть близких, — будто выживший в трагедии Гамлет, через сомнения и испытания находит выход накопившейся ярости.

Российская программа, помимо спектакля из Якутии, представлена московской инсценировкой повести Альбера Камю «Падение» (режиссер — Томас Яшинскас), «Лифтоненавистником» в исполнении актера РАМТа Алексея Блохина и двумя спектаклями из Санкт-Петербурга. Режиссер Людмила Манонина обратилась к современной пьесе пермяка Семена Кирова «Папка», где радость воспоминаний одинокого старика мешается с поздними сожалениями и прозрениями.

Замечательная Роза Хайруллина вновь сыграет в спектакле по пьесам Александра Володина «Я скучаю по тебе». Остро-гротескная, на грани юродства, игра Хайруллиной дает какое-то новое измерение хорошо известным текстам.

«Solo» за десять дней покажет 14 спектаклей. Хочется надеяться, фестиваль сможет опровергнуть негласное мнение, что моноспектакль в век технологий и особой популярности визуального искусства умирает как жанр.