Москва
Москва
Петербург
Речь без повода... или Колонки редактора

Речь без повода... или Колонки редактора

Полное собрание текстов Довлатова, выходивших в основанной им газете "Новый американец".

Писатель и журналист Довлатов уехал из СССР в 1978 году. Фактически высланный из страны, он со своей неконвертируемой специальностью не только сумел продолжить интенсивно работать в США, но и основал русскоязычную газету "Новый американец". В "Речи без повода..." впервые собраны все колонки редактора и почти вся публицистика, опубликованная им за весь короткий век этого еженедельника. По сути эта книга - энциклопедия так называемой "третьей волны" русской эмиграции, которую называли "еврейской", но также "интеллигентской" и даже "артистической". Литераторы, художники, ученые ехали в Америку, имея о ней самые фантастические представления, не зная языка, но твердо веря, что за океаном их ждет свобода, - и при этом отдавали себе отчет, что уезжают почти что на тот свет. Разрозненные тексты, собранные под одной обложкой, хорошо передают сложный сплав их чувств - невероятная наивность вперемешку с изрядным цинизмом, радость от обретенного и тщательно скрываемая от самих себя грусть по утраченному.

Довлатов возглавлял газету меньше двух лет, в 1980-1981 годах, но материалов оказалось достаточно на полноценный том. Устроена книга довольно сложно. Ее открывают целых пять развернутых предисловий-рефлексий: три от бывших сотрудников и два - от наследниц: вдовы Елены и дочери Кати. Роль их совсем не ритуальна - обе принимали активное участие в деятельности "Нового американца": Елена была наборщицей, а 15-летняя Катя переводила телепрограмму. Затем следует повесть 1984 года "Невидимая газета", в которой автор сам в слегка завуалированной форме с юмором описывает взлет и падение "НА". И, наконец, самое интересное - большие статьи и маленькие дурашливые "колонки главного редактора", смонтированные издателями в пять тематических разделов. Некоторые фрагменты явно повторяются, и мы получаем редкую (в случае с Довлатовым, тщательно работавшим над каждой фразой) возможность наблюдать, как одни и те же мысли, темы, смешные наблюдения оттачиваются, принимают законченную художественную форму - прежде чем перекочевать в знакомые нам произведения.

Сейчас трудно поверить, но эти короткие эссе вызывали ярость у "Нового русского слова", на протяжении 60 лет остававшегося единственным русскоязычным американским изданием. Публиковавшиеся в "НРС" белоэмигранты с каменной серьезностью обсуждали свою роль в грядущем религиозном возрождении России. Довлатов же мог написать: "Мы почти так же элегантны, как наши автомобили. Мы почти так же содержательны, как наши холодильники". Сам того не желая, главред "Нового американца" оказался крестным отцом глянцевитой "новой русской журналистики" 90-х, тоже густо замешанной на тотальной иронии и "свойской" интонации. Смог бы он вписаться в нее, если бы не ранняя смерть? Ответ не так очевиден, как кажется. Еще в 80-м году он подметил: "У советского человека была ментальность раба. Без хозяина он не привык. А у нас психология служащих. Мы готовы служить кому угодно. Во имя чего угодно. Лишь бы за это хорошо платили". Интересно, что он сказал бы о нынешней России.

12 октября 2006,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация