Москва
Москва
Петербург
«Два дня» Авдотьи Смирновой

«Два дня» Авдотьи Смирновой

Романтическая комедия или история о классовой борьбе?

В первом фильме Авдотьи Смирновой «Связь» влюбленных Пореченкова и Михалкову разделяют 650 километров от Москвы до Петербурга и устоявшиеся в граните быта брачные отношения с другими. Во втором — разворачивающихся в усадьбе собирательного русского классика Щегловитова «Двух днях» — пропасть между вступающими в романтические отношения героями еще шире: на пути у чиновника Федора Бондарчука и музейной работницы Ксении Раппопорт столетия взаимной классовой ненависти и сколь емкие и распространенные, столь и абсурдные предрассудки насчет друг друга. Это, в общем-то, находка для классического ромком-мотива о притяжении противоположностей — но, по словам Смирновой, «Два дня» родились не из разницы душевных потенциалов, а из, грубо говоря, кастинга.

«Федор давно просил меня написать любовную историю для них с Ксенией. Мы очень долго думали, кого он может играть в этой истории, — и пришли к выводу, что будет интересно, если он сыграет большого чиновника. А так как романтическая комедия — жанр жесткий, со своими законами, его партнерша должна была представлять мир, антагонистичный чиновничьему. Понятно, что главный антагонист чиновничества — интеллигенция. Квинтэссенцией нашего сословия являются музейщики, работники традиционных музеев — а поскольку я довольно долго просидела в Спасском-Лутовиново, снимая “Отцов и детей”, то, в общем, понятно, почему мы выбрали именно такое место действия».

После премьеры «Двух дней» на «Кинотавре» главный вопрос, который задавали Смирновой, был прост — всерьез ли режиссер призывает думающие слои населения к диалогу с режимом, который так часто называли кровавым, что само это словосочетание приобрело отчетливый иронический характер. Но, чтобы углядеть этот призыв в «Двух днях», надо смотреть их через толстое стекло собственных предрассудков — Смирнова ясно дает понять, что будущего у альянса замминистра и м.н.с. нет. «Достали, конечно, но мне-то как раз было интересно показать и воспеть интеллигенцию. Если подумать, то русской интеллигенции не было в отечественном кино последние… лет тридцать. Вот так, как ее показывали “Полеты во сне и наяву”, “Храни меня, мой талисман” и многие другие фильмы. Но она же никуда не девалась в эти годы — как была, так и есть».
Интеллигенция, может, никуда и не девалась, но сам экранный типаж интеллигента — как и многие другие — ощутимо девальвировался,
то ли перестав отражать изменившуюся действительность (в которой, по правде, классический интеллигент давно уже ни на что не влияет), то ли утратив доверие зрителя. «Тем хуже для зрителя», — считает режиссер «Двух дней», в которых условная классовая война увидена сквозь шуршащие ветви высаженных классиками кленов и под блеяние козы — ту с переменным успехом комично доит героиня Раппопорт.

«Это два сословия, на этой территории исторически враждующих друг с другом, а раз это так, то дело не в нынешней власти или вчерашней, а вообще в феномене власти в России. Поэтому призывать “Возьмемся за руки, друзья!” или “Давайте поженимся” я не буду. В то же, что возможен какой-то контакт между людьми из самых разных социальных классов, в то, что можно чужого на первый взгляд человека окликнуть и он отзовется, я абсолютно точно верю. Это на самом деле вопрос даже не веры, а жизненного опыта. То, что среди интеллигенции есть подлецы, а во власти есть приличные люди, ясно даже просто исходя из здравого смысла. Выбор именно таких персонажей был обусловлен лишь тем, какие актеры должны были играть главные роли, — а дальше, да, мы попытались вложить в фильм какие-то cоображения на их счет».
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация