Интервью: Сэм Мендес
Фильм Мендеса «Морпехи» — классическая драма, военная, но без взрывов.
Бывший режиссер английского театра Сэм Мендес стал кинорежиссером из Штатов, работая с классическими американскими жанрами — пригородной драмой («Красота по-американски») и гангстерским фильмом («Проклятый путь»). Его «Морпехи» — тоже вполне классическая американская драма, военная, но без взрывов.


Реакция европейской и американской критики на фильм здорово отличалась…

Это можно понять — «Морпехи» нарушают все законы американского военного кино, в котором принято четко становиться на ту или иную сторону. А европейцы фильм восприняли как часть старой традиции абсурдистского кино, говорящего о бесплодности военных конфликтов. В Европе понимают, что меня интересовали идеи Беккета и Сартра. А американцы считают, что я хотел снять что-то типа «Взвода» — и вышло так себе.

Действительно непорядок — военный фильм без единого сражения!

Помните «Этот смутный объект желания» Бунюэля? Там герой так и не смог переспать с девушкой — но она все время была где-то рядом. «Морпехи» — точно такое же кино, только не про женщину, а про войну.

В вашем фильме мы видим много фрагментов других военных картин. Вы не боялись сравнения и того, что оно будет не в вашу пользу?

Я знал, что сравнения не избежать, — как я уже сказал, американская критика именно этим и занималась. Но без них было не обойтись — ведь наш культурный опыт, связанный с войной, основан не на реальных впечатлениях и даже не на документальных материалах, а на фильмах о войне. Например, наш Вьетнам — это Вьетнам Кубрика, Стоуна, Чимино, Копполы. А уж Вторая мировая для большинства людей — это и вовсе «Спасение рядового Райана».