История кастратов
За щекотливым названием скрывается довольно фундаментальный, при всей популярности изложения, экзерсис из истории музыки барокко. Феномен лишения способности к воспроизводству интересует автора не вообще, а исключительно применительно к определенной эпохе, в определенных целях.
За щекотливым названием скрывается довольно фундаментальный, при всей популярности изложения, экзерсис из истории музыки барокко. Феномен лишения способности к воспроизводству интересует автора не вообще, а исключительно применительно к определенной эпохе, в определенных целях. Барбье рассматривает социальные, культурологические и эстетические аспекты проблемы, знакомые широкой публике преимущественно по фильму "Фаринелли-кастрат". Книжка любопытная, особенно с точки зрения "очерка нравов". Так, некоторые будущие "фаринелли" сами настаивали на проведении над ними соответствующей операции — в надежде на блистательную музыкальную карьеру, славу и почести. Другие истории несравненно драматичнее — как, например, история пажа французского поэта Шарля д'Ассуси, которого насильно отняли у хозяина и кастрировали по приказанию мантуанского герцога.

В XVII — XVIII веках лучшие певцы-кастраты — что-то вроде современных рок-звезд. Им покровительствуют короли, кардиналы, владетельные герцоги; знатные поклонницы переезжают за ними из города в город. Донжуанский список некоторых героев вполне мог поспорить с реестром побед какого-нибудь Казановы; одно время среди аристократок считалось престижно, модно и практично иметь любовника-кастрата: ангельский голос и никаких лишних последствий. Впрочем, это характерно в основном для дворов Италии и Австрии — в той же Франции миф о "поющих ангелах" не прижился — со свойственной нации "картезианской рациональностью" галлы считали кастрацию преступлением против естества, а самих кастратов — жалкими "каплунами", несчастнейшими из людей.