Кочевник | Дети | Time Out

Кочевник

Василий Корецкий   6 сентября 2006
2 мин
Кочевник
Давным-давно казахские беи никак не могли договориться между собой, отчего их крепко бивали соседи-джунгары. К счастью, у хана родился сын-батыр Мансур, будущий собиратель казахской земли. Мальчик хорошо учился сабельному бою и езде верхом, вырос молодцом, прогнал джунгар и женился на красавице.

Давным-давно (точнее, в XVIII веке) казахские беи никак не могли договориться между собой, отчего их крепко бивали соседи-джунгары. К счастью, у хана родился сын-батыр Мансур, будущий собиратель казахской земли. Мальчик хорошо учился сабельному бою и езде верхом, вырос молодцом, прогнал джунгар, женился на красавице… Позвольте дальше не углубляться в подробности богатырской биографии. Снятый коллективом режиссеров по идее президента Назарбаева, "Кочевник" заставляет вспомнить экзотические явления мировой культуры. Например, театр Корейской Народной Республики — щедро раскиданными по фильму угрозами в адрес трогательно не названных врагов нации. Или позднейшие эксперименты в жанре спагетти-вестернов, когда продюсеры стравливали небритых итало-ковбоев с прыгучими эпигонами Брюса Ли. И конечно, нью-йоркскую эстраду годов эдак 20-х — тогда вместо негров в приличных местах лабали джаз крашенные гуталином белые. Этот ассоциативный ряд нуждается в пояснении.

Начнем с негров. Дело в том, что великого батыра Мансура играет выдающийся актер мексиканского телевидения Куно Бейкер, а его брата Эрлая — Джей Эрнандес. Для маскировки оба изрядно вымазаны благородной степной пылью и сажей. Половину других участников казахской истории играют американо-азиаты, а эпизодическую роль гадюки и вовсе исполняет некрупный удав. Этот подлог оправдан: немногие казахские актеры здесь слишком адекватно реагируют на сказочный сюжет, поминутно срываясь в опереточный пафос и тряся бородами так, словно они находятся на сцене ТЮЗа. А вот иностранцы упорно гнут психологическую линию (этого яростно требовали братья Уайнстайны, вложившие в "Кочевника" деньги).

Что же касается коней и кунг-фу, то казахским студиям стоит поскорее запатентовать свой оригинальный фьюжн: тут все, может, и не так головокружительно, как в китайском ву-кся, зато без тросов, CGI и прочего мошенничества. Каскадеры демонстрируют чудеса джигитовки, а когда всадники, не вставая с седла, обмениваются серией ударов ногами, это выглядит чудней даже говорящего кота. Конечно, волшебное представление безбожно затянуто, как всякий героический эпос. Но не будем занудами: ясно же, что для Бодрова "Кочевник" — это всего лишь разминка перед "Монголом".