Москва
Москва
Петербург
Хроники обыкновенного безумия

Хроники обыкновенного безумия

И вправду, панорама безумия. Нет, не какого-то буйного помешательства, а той несильной, немного утомительной для окружающих придури, которая настигает практически каждого где-то после тридцати.
И вправду, панорама безумия. Нет, не какого-то буйного помешательства, а той несильной, немного утомительной для окружающих придури, которая настигает практически каждого где-то после тридцати, когда начинаешь плевать на многие условности.

Вот пьяный водитель электрокара Петер Ханек, впотьмах перепутав комнаты, пробирается в спальню тети любовника своей бывшей жены и отстригает ей клок волос. Все бы обошлось, но Ханека видели тетины дети. Вот меланхоличный диктор-пенсионер, озвучивший своим вкрадчивым баритоном все официальные визиты товарища Гусака, звонит по случайному номеру и ошалело врачует душевные раны скульпторши-авангардистки, принимающей его за своего бойфренда. Все бы обошлось, но собеседница заставляет мужчину признаваться ей в любви - а он, как порядочный человек, привык отвечать за свои слова. Вот старушка аристократической осанки, разглядевшая у мужа якобы симптомы болезни Альцгеймера, беспричинно гавкает (да-да, гавкает!) на него, надеясь спровоцировать старика хоть на какой-нибудь эмоциональный отклик. И все бы ничего, но он ненавидит эти визгливые "бау" и удирает от жены позировать той самой скульпторше. Соседи заходят в гости на огонек со своей простыней - ради секса при постороннем. Завскладом изменяет своей жене с пластмассовым манекеном. Одеяло нападает на человека. Мир движется к гармонии.

Через эти неприступные горы эксцентрики сюжет фильма семенит с несгибаемым упорством грузового электрокара - невозмутимостью интонации "Хроники" напоминают эпикриз. В путешествии к границам психической стабильности режиссера Зеленку явно подпитывает вера в то, что Земля - это, в конечном счете, довольно гостеприимное место, и, что бы ни случилось, "хоть как-нибудь, да будет - ни разу ведь не бывало, чтоб никак не было". Драматичные мысли о мучительной и фатальной неустроенности обывателя в этом мире превращаются в "Хрониках" в свидетельство безграничной устойчивости человеческой психики.

Очевидно, этот ироничный оптимизм происходит еще из советско-чехословацкого кино, склонного даже историю пионера-героя превратить в комедию абсурда ("Поезда под пристальным наблюдением" Иржи Менцеля). Правда, у Зеленки абсурд имеет несколько театральный, старомодный привкус (фильм, кстати, возник из одноименной пьесы-ситкома). Согласитесь, что вожделеющий куклу персонаж - это уже эксцентрика на грани банальности. А в остальном - да, очень жизненно. "Не то чтоб разумом моим я дорожил, не то чтоб с ним расстаться был не радый - нет, радый! Очень радый!"

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация