Москва
Москва
Петербург
Эдуард Бояков: «Каждого колбасит»

Эдуард Бояков: «Каждого колбасит»

Руководитель театра «Практика» рассуждает о современном искусстве.
Для многих моих соотечественников при слове «театр» возникает образ зала с лепниной и бабушек-гардеробщиц. Да, этих театров много. Да, у них многомиллионные дотации от государства. Да, в некоторых даже зритель есть. Хотя часто наград и званий больше, чем зрителей… Но этих театров нет на карте современного искусства. Я потратил какое-то время на пребывание внутри системы, на попытки изменить ее, но сейчас для меня все эти большие репертуарные монстры не существуют. Это другая реальность.

Что есть живого? В Москве совсем немного. Есть живые классики. Прежде всего — Фоменко и Гинкас. Это мощные режиссеры, имеющие свой язык, свой метод. Их спектакли нужно смотреть. Но это все равно великое прошлое. Профессионализм вообще себя в театре изжил, эта категория работает для телевидения и рекламы. А в театре нужны правда и сырая энергия, тогда цепляет. Эта энергия есть у нескольких людей с маргинальным происхождением. Эти люди и есть актуальный театр. Они и есть современная история театра. К сожалению, это история одиночек, каждого из них колбасит, и собраться в движение, в силу, противостоящую мертвой системе, у них не получается. А театру нужна не только личная, но и коллективная энергия. Гришковцу в последнее время явно интереснее литература и музыка. Он сделал очень много для театра, но мог бы дать больше, если бы были соратники, критика и т. д. У Чернякова были потрясающие камерные драматические спектакли, но ему сейчас ближе оперные блокбастеры для буржуазной (и западной, и нашей) публики. Есть в этом какое-то ребячество, нежелание взрослеть. Серебренников хочет завоевать всех — и Фанни Ардан, и Спивакова, и Гергиева, и телевизор, и кино, и МХТ с «Современником». Выезжает за счет напора, скорости. Получаются полуудачи.

Как выразилась большой поэт и эксперт по жизни Лена Фанайлова — современное искусство в этом случае выполняет функцию ботекса для гламурной тусовки. Еще есть два режиссера, работающих в «Практике». Но Вырыпаев с головой ушел в свой второй фильм, может, и к лучшему. «Июль» настолько радикальный, конечный во многих смыслах текст и спектакль, что, наверное, нужно передохнуть, дождаться новой порции кислорода. Руслан Маликов только начинает к себе серьезно относиться. Но его «Большая жрачка», «Манагер» в «Театре.doc», «Собиратель пуль» и «Небожители» в «Практике» меня обнадеживают очень.

Так что театра хорошего в Москве мало. Тем важнее его распознавать.

24 марта 2008
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация