Мнения об общественных пространствах | Город | Time Out

Мнения об общественных пространствах

  4 июля 2011
5 мин
Мнения об общественных пространствах
Неравнодушные горожане рассказали о своем понимании этого термина.

Елена Баканова, директор и совладелец галереи Paperworks: «Город, по сути, и есть прежде всего общественные пространства, а архитектура — это воплощенная политика и коммуникация. В советское время был культ пространств общественного пользования. В последние десятилетия в Москве наблюдается противоположный перегиб — приоритет пространств личного пользования, а идея общественных пространств последовательно игнорируется. Лично я ощущаю здесь дефицит хорошо организованных общественных пространств. Например, в средневековой Венеции люди разных социальных групп неизменно сталкиваются на узких улицах, ощущая себя при этом абсолютно комфортно и органично».

Маргарита Митрофанова, ведущая программы «Олдскул» на «Маяке» и шоу «Девчата» на телеканале «Россия»: «Общественное пространство? Может, это площадка для выгула детей или собак? Была раньше шутка такая — зажимаешь человеку ладонью нос и рот и говоришь: «А воздух общий. Вот Дом-музей Чехова на Садовой-Кудринской — это развивающее общественное пространство».

Рем Хасиев, архитектор, издатель журнала «Монитор»: «Критерии общественного пространства очень размыты. Это может быть что угодно — любой спейс с определенным набором функций для группы людей. Например, туалет. Короче, это такая единица пространства, где люди совершают совместные действия любого свойства — от выпивания до других безобразий. Леонидов, гениальный русский архитектор, в 30-х годах спроектировал уникальный клуб для рабочих в виде пирамиды. Был задуман огромный зал, где уставшие пролетарии должны были спать, а духовой оркестр музыкой заглушал бы звуки индустриализации — вот это яркий пример воплощения идеи обобществленности пространства. Но Леонидову построить ничего не дали».

Виктор Мызников, главный редактор и издатель журнала COAST: «Общественное пространство — это место, где есть люди, и желательно, чтобы это были правильные люди. Общественное пространство принадлежит обществу, а отдельные товарищи почему-то решили, что им. Так было и при Лужкове, и продолжается при Собянине».

Георгий Нерсесов, директор по маркетингу и рекламе кинопрокатной компании West: «Даже если человек, сидя дома, юзает социальные сети, он в это время находится в некотором смысле в общественном пространстве. Это приводит к нелепым ситуациям, когда два человека сидят напротив друг друга, уставившись в свои айфоны».

Юрий Григорян, архитектор, «Проект Меганом», генеральный директор Института «Стрелка»: «Общественные пространства отражают состояние общества. Во Франции при Наполеоне было право в каждом доме или ресторане попросить стакан воды и туалет. Кажется, его отменили лишь несколько лет назад. У нашего студента в Институте ’Стрелка’ есть такой проект, когда город управляется без архитекторов, с помощью компьютерной игры. Например, многие бы хотели снести памятник Петру I и направляют на это все свои ресурсы. А те, кто хочет его оставить, вынуждены их гасить. Интернет к этому располагает. Если мы посмотрим на все революционные движения, они спровоцированы хорошей связью».

Настя Йомбо, архитектор-пейзажист: «Сегодня, когда ОП и инфраструктура в мегаполисах сложились, речь уже не идет о решении сугубо функциональных проблем. Благоустройство — это бесконечный процесс изменений, которые направлены на улучшение качества жизни людей. Это качество жизни — в гармонии между природными ресурсами, экономическим и социальным развитием. Сегодня, например, пользователь не довольствуется обычным транзитом из пункта А в пункт Б. Путь человека из дома на работу должен стать, фактически, увлекательным путешествием. Во Франции с 80-х годов сложилась настоящая культура ОП. Именно в этот период многочисленные петиции, манифесты жителей заставили руководство пересмотреть подход к ОП. Автомобиль к этому времени стал главным элементом города. Сегодня задача не просто вывести автомобиль за пределы центра, но и избавиться от него вообще, наладив комфортный современный общественный транспорт. ОП — это место, в котором происходит встреча между членами нашего общества, во всем его разнообразии. ОП должно создать все условия для того, чтобы эта встреча происходила самым благоприятным образом. Каждый из людей должен чувствовать себя защищенным, уважаемым. Хорошее ОП для меня лишено помпезности, не носит атрибутов идеологии или мегаломании. Это лаконичное, легко трансформируемое пространство».

Кис Донкерс, глава департамента дизайна и архитектуры города Эйндховен: «Мы обнаружили, что образ Эйндховена значительно отличается от других, более исторических городов. В 90-х годах прошлого века город потерял свою основу — фабрику ’Филипс’ (making industry). Но в то же время нашел новую основу: thinking industry. Умный город с большим количеством дизайнеров и инженеров. Сегодня мы формулируем это качество как brainport. В Голландии есть seaport, airport и т. д., а теперь и brainport. Сейчас городской центр расширен за счет двух новых площадей. Они спроектированы известными дизайнерами Jo Coenen и Massimiliano Fukas, но при этом в них слышен узнаваемый язык нашего города».

Булат Шарипов, куратор, музыкальное сообщество Plusplusplus: «Площадка на крыше корпуса Британской школы дизайна заработает с июля. Эта европейская по духу, по атмосфере история задумана как городской курорт, бесплатный публичный сад, где можно позагорать, пообедать или послушать хороший концерт. В зоне спорта — столик для пинг-понга и бадминтон. Устроим декоративный пруд и зеленую зону, максимально близкую к дикой природе. Компания, которая занимается озеленением крыши, хороша тем, что не сажает растения в кадки, а создает полностью натуральную среду, где можно будет посидеть на траве. Тут будут проходить фэшн-показы, выставки, лекции, вечеринки».