Дети мертвых
Елинек очень не любит, когда ее относят к авторам «женской литературы». И действительно: чтение ее романов скорее способно растревожить мужские комплексы и вызвать в памяти Музиля, Кафку или Канетти. А даже с лучшими «женскими романами» ассоциируется все-таки совсем другое. Каждый шаг австрийской писательницы сопровождает скандал еще свежа в памяти недавняя отставка одного из членов Шведской академии в знак протеста против присуждения ей Нобелевской премии 2004 года. Выход 10 лет назад этой книги, которую Елинек до сих пор считает самой важной для себя («после нее я вообще могла бы перестать писать) не был исключением. Австрийские ультраправые во главе с Йоргом Хайдером использовали имя Елинек в своей избирательной кампании в качестве наглядного примера падения нравов, а сама она заявила вскоре, что уходит во внутреннюю эмиграцию. В Детях мертвых писательница снова использует откровенные сексуальные описания (что стало чуть ли не главной отличительной чертой ее книг в глазах публики) и обращается к болезненной для австрийцев теме Второй мировой войны. Впрочем, сюжет здесь не главное. Мистическая история о переселении душ погибших горнолыжников в тела нацистских преступников дается намеками и едва проступает из-под радикальных стилистических экспериментов, которым автор предается на протяжении всей довольно толстой книги. Жертвы мертвы, а преступники надолго переживают их, сказала Елинек в недавнем интервью.- Это унижение. Австрийское национальное самосознание возведено на горах трупов. В моем романе мертвые возвращаются и вновь обретают то, что у них украли их жизнь и их собственность…»