Айзек Джулиан «Дерек» | Арт | Time Out

Айзек Джулиан «Дерек»

Александр Ястребов   28 июня 2011
2 мин
Айзек Джулиан «Дерек»
В рамках выставки «Расширенное кино 2» покажут фильм о последних днях режиссера Дерека Джармена, умирающего от СПИДа.

«Гараж» на сегодняшний день является самой толерантной выставочной институцией Москвы: он попадает на эту полосу с завидной регулярностью. Чем это вызвано, трудно сказать, — то ли продвинутостью их креативного менеджмента, то ли тем фактом, что гомосексуалисты все-таки находятся в авангарде мировой культуры и без них любая выставка — не выставка.

В этот раз на выставке «Расширенное кино. Часть 2», подготовленной московским центром «МедиаАртЛаб», стоит обратить внимание на 76-минутный документальный фильм британского режиссера Айзека Джулиана «Дерек», снятый в 2008 году в сотрудничестве с актрисой Тильдой Суинтон. В центре фильма — ранее не обнародованное интервью длиною в день, записанное Колином Маккабе в 1990 году, когда Джармен уже знал о том, что он болен СПИДом, и смотрел на свою жизнь через призму этого диагноза. Тильда Суинтон выступила в этом фильме как автор сценария и рассказчик, читающий «Письмо ангелу», которое она написала Джармену через восемь лет после его смерти.

Это не только фильм о жизни Джармена, полный ностальгии, с фрагментами его полнометражных и редких, снятых на Super 8 работ, но и история Великобритании с 1960-х до ранних 1990-х, представленная отрывками из новостей и документальными съемками тех времен. Сам Джармен показан в нем как влиятельнейшая фигура независимого британского кинематографа (хотя он сам, как известно, считал одной из лучших своих работ клип «It’s a sin» для Pet Shop Boys). Команда фильма получила спецприз премии «Тедди» Берлинского кинофестиваля с формулировкой «как семья, как бойцы и как союзники британского режиссера Дерека Джармена, смотрящие за его наследием».

Но по сути «Дерек» является еще одним примером агиографического повествования, характерного для современной гей-культуры, важнейшей частью которой является культ мученичества, стоящий на двойном фундаменте: объявлении о своей гомосексуальности, когда это было исторически неприемлемо, и последующей смерти от СПИДа.