Великолепный Дюк
В России вышла компьютерная игра, на создание которой потребовалось 15 лет.

История

Многострадальный Duke Nukem Forever правильнее всего сравнить с Московским планетарием — формы разные, судьбы похожи. Продолжение культового Duke Nukem 3D разрабатывали почти столько же — с 1996 года, а заканчивали руками уже совсем других людей, так как техасский коллектив 3D Realms, начинавший этот проект, пару лет назад фактически разорился. И едва не похоронил надежды поклонников Дюка Нюкема снова увидеть своего кумира в деле. Злые языки и вовсе признавали DNF одним из самых ярких представителей так называемого vaporware (по аналогии с hardware и software) — то есть творения IT-индустрии, которому суждено вечно находиться в зачаточном состоянии. Выручило упрямство компании-издателя, отказавшейся списывать уже слегка подзабытого героя в запас и настоявшей на том, чтобы игра с его участием все-таки добралась до полок магазинов. Издательскую волю (подкрепленную очередным финансовым вливанием) выполнили, и в июне Duke Nukem Forever поступил в продажу. После этого осталось ответить только на один вопрос — а стоило ли доводить начатое до конца?

Контекст

Боевики от первого лица — жанр в мире интерактивных развлечений особый, своеобразный полигон, где обкатывают новые технологии, проверяют на жизнеспособность многие художественные и сценарные решения. За год или два сменяются целые поколения, отстающих же безжалостно растаптывают более проворные и зубастые соперники. Авторы DNF начинали свой нелегкий труд во времена, когда Doom II еще не казался таким уж анахронизмом, легендарный Quake считался последним писком компьютерной моды, а о Counter-Strike никто вообще ничего не слышал. Сегодня все перечисленные игры — уже история, тогда как Duke Nukem Forever — горячая новинка сезона, и требования к нему предъявляются соответствующие.

Процесс

Конечно, отчаянную попытку запустить машину времени и в считаные месяцы доделать то, что не удавалось закончить долгие годы, можно оценивать по-разному. Но старина Дюк старается как может. Пошлые шутки, вульгарные выходки, явное пренебрежение к равноправию полов и нетривиальные расправы над недругами всегда отличали его от политкорректных конкурентов. Но то, что прежде было всего лишь одной из отличительных черт персонажа-сумасброда, теперь превращается в способ выживания. Кого сейчас удивишь красочной графикой, взрывами высотой с небоскреб и внушительным парком транспортных средств? А вот возможность уменьшить врага в десятки раз и растоп тать тяжелыми армейскими ботинками запомнится сразу!

Денис, 29, айтишник, сумасшедший фанат: Помню, 8-й класс, бегом домой и запуск бесценного 486-го с шестнадцатью мегами оперативки! Duke 3D на этом железе просто летал! И ничего лучше придумать тогда было невозможно. Свинокопы, режим ночного видения, туча альтернативных маршрутов! Стриптизерши! Уровни разрушать можно было — это в девяносто шестом-то году! Такие игры без продолжения оставлять нельзя — так что Forever ждать точно стоило.

Александр, 37, банковский служащий, умеренный фанат: Duke Nukem 3D я в свое время пропустил — наверстывать потом было поздно, много чего другого вышло. Но c Forever мне стало прямо любопытно, доделают его все-таки или когда-нибудь прикроют лавочку и с концами. А тут прочитал, что не только доделали, но и выпустили уже на русском. Думаю, посмотрю, что ж за игру можно было за столько лет сделать.