Как я стал идиотом | Главное | Time Out
Главное

Как я стал идиотом

Михаил Визель   28 февраля 2006
3 мин
Как я стал идиотом
Главный герой этой книги, молодой парижанин Антуан. Он с детства отличался выдающимися способностями. Но после многих неудач в жизни Антуан находит простой выход из положения: он решает временно поглупеть. И ему это, с небольшой фармакологической помощью, блестяще удается.

Главный герой этой книги, молодой парижанин Антуан — типичный «гуманитарный мальчик». Он с детства отличался выдающимися способностями, прослушал и сдал множество университетских курсов, но поскольку его интересы слишком разнообразны, он так и не защитил диплом, дающий возможность начать академическую карьеру. Да Антуан к этому и не стремится: он слишком умен и честен, чтобы не понимать, в какое посмешище превратился усилиями бесконечных подражателей Дерриды и Бодрийара само понятие «французский интеллектуал». Но практический результат такого похвального нонконформизма печален: блестяще образованный молодой человек перебивается случайными уроками, живет буквально впроголодь (тем более что этические принципы не позволяют ему покупать продукты, выращенные с помощью химикатов, и одежду, изготовленную за счет беспощадной эксплуатации тайцев и филиппинцев). У него нет ни своего жилья, ни девушки — если не считать подруги-лесбиянки, с которой он катается на карусели, когда она в очередной раз делает искусственное осеменение. Даже книги он вынужден воровать, выдирая по одной страничке в книжных магазинах и потом заново сшивая их дома. После неудачной попытки спиться (выяснилось, что бедняга теряет сознание уже после полкружки пива) и покончить с собой Антуан находит простой выход из положения: он решает временно поглупеть. И ему это, с небольшой фармакологической помощью (знакомый врач выписывает успокаивающее), блестяще удается. Антуан находит на свалке старый телевизор и торжественно водружает его в центр комнаты. Потом тщательно воспроизводит в доме обстановку, подсмотренную у соседей. Бывший одноклассник берет его на работу в свою трейдерскую контору, и нищий гуманитарий мгновенно делается удачливым спекулянтом. Неудивительно: после арамейского, которым Антуан владеет в совершенстве, язык биржи кажется ему обескураживающе простым. Правда, он так и не научился водить машину, но держит под окном своей новой роскошной квартиры красный «Порш» — как подтверждение статуса. Тема «из хиппи в яппи» была отрефлексирована российской журналистикой незадолго до кризиса 1998 года и казалась тогда сугубо российским феноменом. Роман 2001 года 26-летнего Мартина Пажа показывает, что проблема эта универсальна. Чтобы стать богатым и успешным, сейчас, в информационную эпоху, зачастую не нужны какие-то выдающиеся способности или глубокие знания — нужно просто заставить себя принять правила чужой игры. В финале Антуан сумел отказаться от игр в «серьезное дело», чтобы заняться свободным дуракавалянием с левацким уклоном. Но российским читателям пока что все-таки не стоит спешить последовать примеру Антуана. Ведь Франция — благополучная страна. В ней давно уже нет реальной опасности умереть с голоду или от отсутствия общедоступной квалифицированной врачебной помощи.