Москва
Москва
Петербург
ММКФ-2011

ММКФ-2011

Самые интересные фильмы и программы 33-го Московского международного кинофестиваля.

Фильм открытия

«Трансформеры 3: Темная сторона луны»

Беря пример с главных киносмотров планеты, которые не стесняются открываться большими голливудскими хитами (так, Канны в этом году выкатили четвертых «Пиратов»), ММКФ впервые в своей истории начнется с мировой премьеры полноценного блокбастера. Им станет очередная серия войны роботов-перевертышей, разворачивающейся на нашей планете (а теперь и на ее спутнике) при посильном участии Шиа ЛаБефа. И можно сколько угодно спорить о художественных достоинствах «Трансформеров» (понятно, невеликих), но зато ясно точно: будет громко, будет ярко (по-другому Майкл Бэй и не снимает), будут сам Бэй, ЛаБеф и сменившая в роли его подруги Меган Фокс модель Хантингтон-Уитли на красной дорожке. Последний факт наверняка особенно оценит не в меру дружелюбный президент фестиваля.

Майкл Бэй о премьере своего фильма в Москве: «Да, мировая премьера третьих ’Трансформеров’ пройдет в России. Почему? Хотя бы потому, что там развернется один из эпизодов фильма. Русские автомобили, правда, трансформерами не станут — зато у нас есть русский десептикон, представляете?»

10 лучших фильмов ММКФ-2011

Самые интересные и громкие фильмы ММКФ, как всегда, обнаруживаются не в конкурсе, а в разнообразных дополнительных секциях. Мы отобрали 10 картин, которые нельзя пропустить ни при каких обстоятельствах.

«Меланхолия»
Премьеру нового фильма Ларса фон Триера в Каннах затмили нацистские шуточки самого режиссера — что не отменяет значимости самой картины краха мироздания, который насылает на свою и заодно все окружающие головы заскучавшая рекламщица Кирстен Данст.

«Пина»
Документальным (и снятым в 3D) посвящением Пине Бауш Вим Вендерс реабилитируется за неудачи последних лет. Люди из труппы Бауш рассказывают, как хореограф сделала их такими, какие они есть, и танцуют, танцуют, танцуют…

«Отморозки»
Традиции британского социального кино находят развитие в новом фильме когда-то сыгравшего барыгу в «Трейнспоттинге» Питера Маллана — жесткой и жестокой, но не лишенной изысканности истории взросления в сумрачном Глазго 70-х.

«Карлос»
Пятичасовой байопик марксиста, убийцы и поп-звезды от терроризма Карлоса Ильича Санчеса по кличке «Шакал». У Оливье Ассаяса получилось и высказывание о природе террора, и слепок с времени, детищем которого Карлос являлся.

«Темнокожая Венера»
Второй после «Кус-куса и барабульки» фильм Абделатифа Кешиша — многослойная и многоплановая картина о необъятной чернокожей танцовщице, выступавшей под псевдонимом Готтентотская Венера.

«Однажды в Анатолии»
Очередной фильм любимца Канн (в этом году он получил Гран-при жюри) турка Нури Бильге Джейлана — как у того принято, минималистская маленькая трагедия на малоазиатских просторах. «Северный свет» Дебютный фильм классика американского независимого кино Роба Нильссона покажут в рамках ретроспективы режиссера. Завораживающая история выживания эмигрантской общины в хмурой Северной Дакоте фиксирует даже не растворение людей в бесчеловечном пейзаже, а их произрастание из него.

«Елена»
Андрей Звягинцев наконец отказался от безвоздушного пространства и унылого общечеловеческого пафоса «Возвращения» и «Изгнания» в пользу реалистичной истории о социальной разобщенности в современной Москве.

«Охотник»
Бакур Бакурадзе, напротив, остался верен молчанию и медлительности «Шультеса» и в «Охотнике», действие которого происходит на свиноферме, демонстрирует развитие тех же приемов и поиск (пока, впрочем, не то чтобы успешный) своей темы.

«Мишень»
Главный в нашем кино специалист по творчеству Сорокина Александр Зельдович представит новый плод сотрудничества с писателем — антиутопию о России-2020 «Мишень». Проблемы у жителей будущей Москвы, в общем-то, те же.

Александр Зельдович о сотрудничестве с Владимиром Сорокиным: «Проза Сорокина визуальна, его тексты кинематографичны по своей природе. Я не думаю, что смог бы работать еще с каким-нибудь писателем. Другой важный момент заключается в том, что Володя — выдающийся русский писатель. А уровень дарования задает определенный уровень общения. ’Мишень’ — это многофигурный кинороман, в котором пересекаются между собой шесть разных историй, объединенных одной общей. Как и любой роман, имеет несколько слоев — там, как в ’Войне и мире’, есть место и сценам охоты, бала, и в то же время — сценам войны».

5 самых любопытных фильмов основного конкурса

«Шапито-шоу»
После ставшей одним из главных русских фильмов нулевых «Пыли» Сергей Лобан выдержал почти пятилетнюю паузу — и снял, как это ни странно, музыкальную комедию продолжительностью в три с половиной часа — с пением, плясками и цирком. «Шапито-шоу» составлен из четырех пересекающихся за счет места действия (Крым) новелл о главных константах людского взаимодействия (любовь, дружба, уважение, сотрудничество). На месте и константы лобановского стиля — Мамонов, двойник Цоя, маргиналы и абсурдная подоплека личных драм.

«Сердца бумеранг»
Второй русский фильм в конкурсе — новая работа былого каннского лауреата Николая Хомерики, камерная, в сущности, история трудящегося в Московском метрополитене помощником машиниста Кости. Неприметный молодой человек (его сыграл Александр Яценко) пытается вести прежний образ жизни даже после известия о смертельной болезни — но больное сердце все равно выдергивает его из обыденности, подталкивая к действию.

«Открытка»
Этот эпос о трагедии, пережитой Японией во Второй мировой, — на примере женщины, потерявшей из-за войны сразу двоих мужей, свекра, свекровь и саму способность к дальнейшему существованию в мирное время, знаменует очередное участие в московском конкурсе патриарха японского кино Канэто Синдо. Синдо трижды при этом выигрывал в Москве главный приз; ему уже 99 — и хотя его режиссура носит отчетливый ветеранский характер, к человеку такого жизненного опыта прислушаться никогда не бывает лишним. Тем более, что Синдо называет «Открытку» своим последним фильмом.

«Уход»
Режиссерский дебют первого президента Чехии Вацлава Гавела в чем-то можно считать автобиографическим — основной коллизией здесь является уход главного героя с поста канцлера Республики. Другое дело, что расставание с властью является здесь поводом для абсурдистского коллажа о выброшенности из жизни вообще. Гавел, всегда казавшийся слишком умным для политики, напоминает всем действующим коллегам: самое сложное, что вас ждет, ребята, — это обреченная борьба за сохранение собственного рассудка.

«Перевод с американского»
Переводом с «американского» в этой криминальной мелодраме занимаются даже не столько герои, сколько режиссеры: у Жан-Марка Барра и Паскаля Арнольда получилась фантазия на тему американского кино на французской почве и с местными персонажами. Подобно влюбленным убийцам из многочисленных заокеанских фильмов, герои «Перевода» погружаются в секс и агрессию к окружающим.

Кирилл Разлогов, программный директор ММКФ, о принципах отбора фильмов в конкурс: «Отличительной чертой нынешнего фестиваля я бы назвал столкновение крайностей. Например, мы надеемся столкнуть между собой старомодную режиссерскую работу Вацлава Гавела ’Уход’ и провокационную, эротически-уголовную драму Жан-Марка Барра ’Перевод с американского’, перенасыщенную сексом и насилием. Этот принцип будет присутствовать и в других разделах программ».

Ретроспективы

Вернер Херцог
Главный партизан мирового кино и певец запредельной одержимости приедет в Москву, чтобы представить ретроспективу лучших своих работ — от конкистадорской буффонады сумасшествия «Агирре, гнев божий» до картин грехопадения глазами игуаны в ремейке «Плохого лейтенанта». Отдельное внимание — самому свежему из фильмов Херцога «Пещера забытых снов», для съемок которого Херцог вместе с археологами и 3D-камерой первым из кинорежиссеров погрузился во французскую пещеру с наскальной живописью — и заснял не только красоту первобытного искусства, но и легкое сумасшествие своих попутчиков.

Сэм Пекинпа
В полном объеме покажут и фильмографию Кровавого Сэма, аутсайдера, алкоголика и психа — и, возможно, важнейшего на поверку режиссера Нового Голливуда. Пекинпа одинаково яростно воевал со студийными боссами, которым он вечно срывал графики и бюджеты, общественной моралью, границы которой он решительно переступал — например, в своих лучших фильмах «Дикая банда» и «Соломенные псы», и самим собой — по части саморазрушения коксом, травкой и вискарем он мог сравниться с самыми отъявленными бунтарями без причины. Документальное кино После долгого перерыва в программе ММКФ вновь объявился конкурс документального кино — хоть и довольно скромный (всего 7 картин). Но и в нем есть фильмы вполне себе притягательные — например, выступление того же Херцога дуэтом с русским режиссером Дмитрием Васюковым в этнографических «Счастливых людях: Год в тайге» или проникновенная автопоэма «Сенна» британца Асифа Кападиа, повествующая о трагической судьбе покойного автогонщика. Тем, кому этого покажется мало, предназначена программа «Свободная мысль», куда войдут лучшие документалки последнего года — стоит ждать здесь «Самый лучший из всех проданных фильмов» и «Отсчет до нуля» автора «Свалки» Люси Уокер.

Асиф Кападиа о своем фильме: «Сенна был настоящей кинозвездой на треке. Люди, встречавшие его, до сих пор помнят каждую деталь, сопутствовавшую знакомству с ним. У Айртона было то, что не объяснить словами, — подлинная харизма. Мне не нужны были спецэффекты — все, что вы видите в фильме, правда».

Фильм закрытия

«Расплата»

Шпионский триллер о растянувшемся на 30 лет поиске нацистского преступника тремя агентами МОССАДа станет кульминацией ретроспективы Хелен Миррен. Великая актриса удачно играет и особ королевской крови, и возрастных героинь экшена — и не упускает возможности рубануть правду-матку на публике. Взять хоть недавнее «Нынешний Голливуд молится на мужчин от 18 до 29 — и их пенисы. Подозреваю, крошечные». Надо думать, пресс-конференция Миррен в Москве будет самой любопытной.

20 июня 2011,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация