Допплер | Главное | Time Out
Главное

Допплер

Михаил Визель   1 февраля 2006
2 мин
Допплер
На первый взгляд - очередная книжка об отказе от сомнительных благ цивилизации. Но Эрленд Лу в очередной раз доказывает, насколько непроста его фирменная наивность.

Герой новейшей (2004 года) книги норвежца Эрленда Лу — среднестатистический яппи Андреас Допплер, который бросает любящую жену, двоих прекрасных детей, благоустроенный дом в пригороде Осло и престижную высокооплачиваемую работу и уходит жить в лес. При этом он не устраивает семейных сцен, не делает громких заявлений, просто уходит, и все тут. Формальным поводом для этого становятся смерть отца и падение с велосипеда — именно в такой последовательности. Причина его ухода, конечно, совсем не в этом. На самом деле Допплера просто достала размеренная жизнь, которую сам он описывает так:»Мы ужинали, смотрели детскую передачу, укладывали Грегуса (младшего сына — М.В.), потом снова садились перед телевизором с более или менее интересной газетой, и так коротали время, пока часы не показывали, что уже можно начинать оплачивать счета в Интернете». В лесу же — хотя дело происходит зимой, и не в Италии, а в Норвегии — герой совершенно счастлив. Он живет один, предаваясь созерцанию. Потом решает сделать тотемный столб. Единственный его собеседник и верный компаньон — лосенок Бонго, названный так в честь отца («Моего отца совсем не звали Бонго, но иногда нужно смотреть на вещи шире», замечает герой). И его ничуть не смущает, что он питается мясом матери этого самого Бонго, убитой им лосихи. Ведь в лесу нет морали, все естественно и органично. Даже Грегус, попав к папе в палатку, приходит в полный восторг и не желает возвращаться домой. Только вот в привычное время начала детской телепередачи у него начинается натуральная ломка. Конечно, Лу — не первый западный писатель, который проповедует отказ от сомнительных даров цивилизации. Помимо Жан-Жака Руссо и Генри Торо, у Лу есть куда более близкий образец: Кнут Гамсун. Но Допплер живет в совсем другую, постмодернистскую эпоху. И поэтому новоявленный Робинзон, ничуть не смущаясь, регулярно наведывается к универмагу, чтобы выменивать лосятину на обезжиренное молоко, без которого не может жить, и ходит на родительские собрания к дочери. В конце романа к герою-рассказчику начинают относиться чуть ли не как к гуру, и он, проникнувшись новой ролью, начинает прямо-таки неприкрытую проповедь. Но едва читатель успевает удивиться неожиданной метаморфозе, как буквально последняя страница «Допплера» полностью переворачивает отношение к герою. Эрленд Лу в очередной раз доказывает, насколько непроста его фирменная наивность.