Москва
Москва
Петербург
Дети полуночи

Дети полуночи

"Дети полуночи" - первая книга собрания сочинений Салмана Рушди, самого известного современного писателя Индии, автора "Сатанинских стихов".

Издательство "Лимбус" не случайно начинает выпуск четырехтомника Рушди именно с этого романа: "Дети полуночи" не просто получили Букера в 1981 году. Через 12 лет после выхода это сочинение получило "Букера Букеров", то есть было признано лучшей книгой, получавшей эту премию за первые 25 лет ее существования. Так что Салман Рушди - не просто богохульник, приговоренный в феврале 1989 года к смерти иранским аятоллой. Английский Booker (в отличие от своего русского отпрыска), славится в первую очередь не внутритусовочными скандалами, а обыкновением награждать хорошие и интересные широкому читателю произведения.

"Дети полуночи" - еще один пример того, что каждой общественной формации соответствует определенное направление в литературе. Постколониализму, например, - магический реализм, причем необязательно маркесовского образца. Латинскую Америку с Индией роднит многое: этническая пестрота, великое прошлое и весьма скромное настоящее. А главное - традиционное по структуре общество, лишь внешне затронутое западными ценностями, но изо всех сил к ним стремящееся. "Дети полуночи" Рушди - это те же "Сто лет одиночества", только на индийский лад.

Индийский писатель рассказывает три истории, переплетающиеся как кобры в корзине у заклинателя: историю семьи, своего поколения и народившейся одновременно с поколением страны. Начинается повествование издалека, с 1910 года: молодой доктор, вернувшись домой из Европы, расшибает нос о камешек, притаившийся в складках молитвенного коврика, и с тем утрачивает личного Аллаха. Затем врач влюбляется в мнимую больную, которую, как добропорядочную мусульманку, он вынужден осматривать исключительно сквозь дырку в простыне. Девушка сует в дырку руки, ноги, а потом и ягодицы, но целиком не показывается никогда.

Эта параноидальная метафора разъятого на части тела-соблазна тянется через весь роман. У каждого уважающего себя индийского бога туча масок-воплощений. Точно так же в момент провозглашения (полночь 15 августа 1947 года) независимая Индия порождает тысячу и одного "ребенка полуночи". Дети, появившиеся на свет одновременно с постколониальной государственностью, обладают разнообразными магическими способностями: могут летать, произвольно изменять свой пол и телепатически общаться. Главный герой, субтильный 30-летний Салем Синай, как раз из них, и его жизнь находится в болезненном резонансе с историей богини-матери-страны.

"Дети полуночи" - это мрачная, тягучая, лопающаяся от культурных аллюзий, витиеватая по языку и эмоционально напряженная книга. Мотив страны, терзающей, оскопляющей и в итоге пожирающей своих детей, повторяется на всех уровнях повествования: эстетическом, идейном и сюжетном. Идеальный пробор Индиры Ганди, например, олицетворяет две стороны экономики: теневую и официальную. И заодно - две маски богини и две ипостаси самой Индиры, героини-матери прогрессивной Индии и зловещей Вдовы, руками правящего клана проводящей программу "добровольной" стерилизации. Заканчивается все гибелью героя - как и положено, метафорической: под грузом единения со всеми униженными и оскорбленными детьми своей страны Салем идет трещинами и раскалывается.
19 декабря 2005,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Дети полуночи

Дети полуночи

"Дети полуночи" заставляют в очередной раз подумать о соответствии некоторых литературных направлений историческим формациям. Из этих соответствий параллель "магический реализм" - "постколониализм" едва ли не самая явная.
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация