Москва
Москва
Петербург
Международный открытый книжный фестиваль

Международный открытый книжный фестиваль

Time Out выбрал самое интересное из программы этого года и спросил участников, чем они собрались радовать публику.
Московский международный открытый книжный фестиваль пройдет с 11 по 13 июня во внутреннем дворе Центрального дома художника.

11 июня, 12.00 (Гурзуф)

Эдуард Лимонов. Стихи с разговорами
Поэт читает и комментирует собственные стихи.

— Что вы будете делать во время выступления?

— Кажется, стихи читать. Старые.

— И какие вы выберете?

— Да не знаю я. Надо еще дожить до этого времени. Если я буду на свободе, то придумаю что-нибудь.

— А что вам не быть на свободе — вас вроде в последнее время не забирают?

— Почему? Забирают. В январе я сидел. Последний раз вот в марте не забрали. Кто знает, как это будет в следующий раз? Что мы можем знать наперед в этой стране? Как получится.

— Вам самому какие стихи хотелось бы почитать?

— Я, откровенно говоря, вообще ничего читать не хочу. «Вам бы хотелось!» Вы меня за кого принимаете? За юношу 35 лет, который только и мечтает благодарным слушателям прочесть свои стихи? Мне давным-давно уже все равно.

— Тогда зачем идете?

— Я редко выступаю. Потом люди задают вопросы. Правда, почти всегда оказывается, что эти вопросы не литературные, а политические. Наших людей больше интересует, что будет с родиной и с нами, а не литература.

12 июня, 13.00 (Пантикапей)

Филология vs философия (дискуссия)
Гость — Валерий Александрович Подорога.

— Я сейчас пишу большой труд в трех томах. Первый том вышел в 2006 году и был посвящен Гоголю и Достоевскому. Сейчас выпускаю второй том — про Андрея Белого, Андрея Платонова и обэриутов. Я намеренно выбираю ту часть русской литературы, которая не относится к традиционной толстовско-тургеневской классике. Я чисто философскими средствами пытаюсь анализировать русскую литературу. Например, Гоголь принадлежал к романтической школе. Не только русской, но и европейской. В этой школе выработались свои техники и методы представления реальности: это Шлегель, Гофман. Гоголь был не очень образованным человеком, но кое-что почитывал. В том числе Шеллинга. А Шеллинг был теоретиком, который создал философскую теорию романтизма. И когда филологи что-то анализируют, они никогда не анализируют философские основания литературы. Философский анализ предполагает создание теории аналитической антропологии литературы. Например, отношение к реальности у Достоевского складывается не только через морализаторство, но и через его тип избранной чувственности. Скажем, он плохо видит цвета, в отличие от Пушкина и Гоголя. Жесты, использование телесных матриц — это совершенно неосвоенное поле. Филология не может к нему даже прикасаться — для этого нужно иметь специфическое образование, чтобы знать, как работать с этой предметностью. Тут и требуется философия.

14.30 (Ялта)

Лекция Сергея Иванова «Культурная история юродства и юродивых в Византии и окрестностях»
Сергей Иванов, византинист, доктор исторических наук, профессор МГУ и СПбГУ, расскажет, почему юродивые — это природные провокаторы.

— Насколько я помню, юродство — это тип святости… Я рассматриваю юродство с точки зрения истории культуры, а не религиозной точки зрения, так что феномен святости остается за пределами наших интересов — наука не знает, что такое святость. А для культуры юродивые — они кто? Это элемент, который взрывает застоявшееся состояние. Юродивый нарушает все правила, которые существуют не только в обществе, но и в церкви. Например, он может устроить скандал и сорвать богослужение. Может говорить какие-то ужасные вещи про власть. Он может сексуально провоцировать. Он нарушает все представления общества о приличиях. Кто на Руси считается самым знаменитым юродивым? Василий Блаженный, в честь которого выстроен храм на Красной площади, где он и был похоронен. Василий Блаженный разбил камнем чудотворную икону Богородицы, которая висела в Варварских воротах Китай-города: он один видел, что эта икона бесовская. Юродивый идет наперекор всему, что общество считает священным. В таком случае зачем обществу нужны юродивые? Выходит, что общество выбирает себе в прокуроры кого-то, кто укажет ему на условность того, что кажется безусловным. Общество склонно подменять сущность ритуалом и отдает себе в этом отчет. И компенсацией этого как раз и является юродство.

13 июня, 11.30 Севастополь


Встреча с прозаиком Анатолием Гавриловым
Писатель будет читать как известные тексты, так и новые — из книги, готовящейся к выходу.

— Я пишу вещь, которая пока называется «В ожидании судна». По размеру это больше, чем то, что я писал раньше. Больше ста страниц. Название мне не очень нравится. Слово «судно» напоминает то ли больницу, то ли суд. Может быть, я изменю название. Да и повестью это назвать трудно, я бы написал «парафраз на тему». Но сейчас мне все равно, как это будет называться. Я себя подстегиваю, чтобы успеть к сроку. Для этого есть известные средства… Вообще-то я не люблю пьяную прозу. Но когда я трезвый — я какой-то слишком правильный. Сам себе противен. Жена мне говорит: «Я тебя освободила от всех дел, даже мусор не прошу выносить. Только не надо так часто ходить в магазин». Я говорю: «Подожди, скоро мое «Судно» отправится в плавание, тогда и я передохну».

18.30 (Ялта)

Премьерный показ фильма «Атлант расправил плечи» (режиссер Пол Йоханссон)
Картина снята по одноименному роману Айн Рэнд 1957 года.

Переводчик романа Дмитрий Косыгин:
— Атланты отказываются держать мир на своих плечах» Это самый монументальный роман Айн Рэнд. Место действия — Америка, но Америка условная: элементарный комфорт становится роскошью для избранных; множатся зоны, где люди умирают с голоду; в других местах гниет урожай; талантливые люди исчезают неизвестно куда; а правительство учреждает новые комитеты с неопределенными функциями и неограниченной властью… Это антиутопия особого рода. Рэнд изображает мир, в котором человек творящий поставлен на грань истребления и вынужден вступить в борьбу с теми, кого благодетельствовал многие века. Атланты — одни раньше, другие позже — отказываются держать мир на своих плечах.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация