Москва
Москва
Петербург
Антиписатель Гаврилов

Антиписатель Гаврилов

Литературная общественность решила воскресить Анатолия Гаврилова.
Есть по крайней мере две причины говорить о феномене Анатолия Гаврилова. Первая — его подчеркнутая асоциальность. Гаврилов — современный Диоген, Тимон Афинский (точнее — Владимирский), который предпочел провинциальное недобытие города Владимира столичной сутолоке и премиальным тусовкам.

Нет, нельзя сказать, что Гаврилов неизвестен. Известен, еще как! В сознании многих он — живой миф. Его читали и почитали как минимум десятилетие назад. Книга «Весь Гаврилов» была признана Книгой года, он лауреат премии Андрея Белого и премии «Чеховский дар» (которая вручается автору лучшего рассказа или сборника рассказов). Недавно опубликованный сборник прозы «Берлинская флейта», куда вошли рассказы и повесть, давшая название книге, вновь заставил говорить о Гаврилове.

Вторая причина, обязывающая рассуждать о Гаврилове, с первой вполне соотносима. Гаврилов пишет некондиционные тексты. Он не заигрывает с читателем, не пытается его развлечь, увлечь, поразить. Он вообще скуп на слова. Иногда кажется, что он как будто просто бубнит о своей владимирской жизни, о своем провинциальном затворничестве, о скуке монотонных будней или аде пребывания там, где ничего не происходит, ничего существенного не случается. Причем бубнит даже как-то нехотя, цедя слова. «Телеграфный стиль», назывные предложения. Ни тебе экспрессии, ни остросюжетности, ни описаний, ни актуальной социальности. Все просто — одиночество, тоска, бесцветная, убогая провинциальная жизнь, в описании которой количество слов как будто лишь подчеркивает степень убожества.

Но вдруг за этим строгим ритмом коротких фраз, за этой скаредностью в красках и в живописании, за этими мизантропическими жалобами современного Тимона открывается невероятная убедительность, мощнейшая суггестия настоящего художника, рассказывающего о типологии существования в антимире. И тогда все эти скупые детали — грязь, снег, гаражи, домишки, завод, рабочие, пьяные, пошлые, обездушенные люди, повседневная тоска, скука, скука, скука — складываются в общую картину. Точнее — складывают общую картину.
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация