Москва
Москва
Петербург

Битва на небесах

После просмотра каннский скандал "Битвы" кажется несколько надуманным. А зря, фильм действительно вызывает раздражение что у публики, что у кинокритиков. Публику, очевидно, смутил натурализм. Немолодой и полный Маркос откровенно таранит культ красоты и молодости. Но телесность в фильме Рейгадаса предельно символична. Это не столько плоть, сколько знак плоти, функция. Достаточно представить себе на месте Маркоса не безвольную тушу, а обычное тело, и можно отправлять фильм в мусорную корзину. Кинокритиков, осторожно (до комичного) поругивающих Рейгадаса мало ли что? ни порнооткровенность, ни жестокость шокировать не могут.

В первых кадрах тучный голый мужчина с лицом замученного обывателя равнодушно принимает от юной девушки фелляции. История этого толстяка, водителя по имени Маркос (Маркус Эрнандес), неприятна так же, как и его тело: начавшись со сломанных в давке очков, она закончится смертью. Взяв в сообщники супругу (Берта Руис), Маркос похитил ребенка (что для Мехико почти норма), а ребенок умер. Про неудачный киднеппинг он рассказывает Анне (Анапола Мушкадис), своей хозяйке, генеральской дочери. Та зачем-то работает в борделе и делит с Маркосом ложе. То ли из милосердия, чтобы помочь ему признаться, то ли от общей дури. Маркос спит с женой, онанирует на футбольный матч и мучается вроде бы угрызениями совести. Но все это как в тумане. Чувств в общепринятом смысле не испытывает никто. Мотивы приглушены. Зарезав в финале Анну то ли от любви, то ли от стыда, обезумевший Маркос присоединяется к католической процессии и, пройдя свою viadolorosa, умирает на мессе, чтобы на небесах воссоединиться со своей жертвой.

После просмотра каннский скандал "Битвы" кажется несколько надуманным. А зря, фильм действительно вызывает раздражение что у публики, что у кинокритиков. Публику, очевидно, смутил натурализм. Немолодой и полный Маркос откровенно таранит культ красоты и молодости. Но телесность в фильме Рейгадаса предельно символична. Это не столько плоть, сколько знак плоти, функция. Достаточно представить себе на месте Маркоса не безвольную тушу, а обычное тело, и можно отправлять фильм в мусорную корзину. Кинокритиков, осторожно (до комичного) поругивающих Рейгадаса мало ли что? ни порнооткровенность, ни жестокость шокировать не могут. В конце концов, были уже и "Идиоты" Триера, и "9 песен" Уинтерботтома, и "Забавные игры" Ханеке. Чтобы удивить минетом на киноэкране, нужно сесть в машину времени и отправиться на 10 лет назад. Разозлила их, видимо, притчеобразность и невероятная "размытость" смыслов.

И если прошлый фильм Рейгадаса, "Япония", вышел невольным парафразом "Матрениного двора", то "Битва" вполне осознанная вариация на тему "Преступления и наказания". Все здесь слишком знакомое. Начиная от городской отчужденности и заканчивая размышлениями о том, как плотская любовь рождает духовную и наоборот (любовь единая не в гармонии, а, напротив, в своей дисгармонии). Но история греха и любви (приходится оперировать именно этими понятиями и именно так) изначально христианская. А христианство Рейгадаса буквально: соитие на небесах убийцы и убитой им это и есть волк и агнец, пьющие вместе.

28 сентября 2005
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация