9 рота | Кино | Time Out

9 рота

Федор Бондарчук   28 сентября 2005
2 мин
9 рота
Обещания затмить "Апокалипсис сегодня" и "Взвод" оказались, как и следовало ожидать, ненавязчивым пиаром. Тщательно сделанные сцены уничтожения афганских кишлаков и реалистичные взрывы дорогостоящей техники при бюджете в девять миллионов (вот совпадение!) барская роскошь, на которую замахнулись исключительно из принципа. В целом все получилось даже лучше того "почти мирового" уровня, на котором артист Хабенский размахивает лампой дневного света в "Ночном дозоре".

Почему-то не верится, что это режиссерский дебют Федора Бондарчука. И автор, и фильм производят более внушительное впечатление. Заявка Бондарчука более чем прозрачна: свой первый фильм он ставит в честь отца, в его манере, отстаивая схожие принципы. "9 рота" обречена на сравнение с "Они сражались за Родину". Со временем ее показы тоже, быть может, будут приурочивать к торжественным годовщинам. Только чего вот в чем вопрос. Не похоже, чтобы в ближайшем будущем дата вывода советских войск из Афганистана стала национальным праздником. Как бы не начали праздновать начало этой "победоносной" войны.

9-я рота 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка была фактически штрафной. Набранная из хулиганов и сорвиголов, она пользовалась дурной славой во время афганской кампании и самой что ни на есть настоящей после. Она прикрывала отход основных сил советского контингента и почти в полном составе полегла на высоте 3234. О том, что война кончилась и пора прекращать огонь, бойцов не предупредили. Связь отсутствовала. Почти все прототипы главных героев фильма получили посмертную звезду героя. По славной русской традиции.

Обещания затмить "Апокалипсис сегодня" и "Взвод" оказались, как и следовало ожидать, ненавязчивым пиаром. Тщательно сделанные сцены уничтожения афганских кишлаков и реалистичные взрывы дорогостоящей техники при бюджете в девять миллионов (вот совпадение!) барская роскошь, на которую замахнулись исключительно из принципа. В целом все получилось даже лучше того "почти мирового" уровня, на котором артист Хабенский размахивает лампой дневного света в "Ночном дозоре". И держится все не на постыдном стремлении кого-то догонять, а на фамильной склонности к батальному эпосу и высоким страстям. Преемственность Бондарчук продемонстрировал и в грязь лицом не ударил. Вот только объект возвышенной любви и скорби выбран довольно сомнительный. Отец снимал священную войну, сын (со всеми оговорками) позорную. Сколько ни тверди, что политика ни при чем, а дело в людях, все равно выходят какие-то поспешные недомолвки. Об идеализации блатной удали (то, что так замечательно удается Алексею Чадову) можно и не говорить. Сейчас это общее место и ни у кого возражений не вызывает. Изнанка войны, обильный цинизм, батальонные шлюхи и триумф неуставного братства все это вечный материал, на который всегда найдется любитель. Шансон у нас все равно слушают больше, чем Шостаковича. На том и стоим.