Эволюция блондинки | Кино | Time Out

Эволюция блондинки

Василий Шевченко   3 марта 2008
10 мин
Эволюция блондинки
Самые знаменитые светловолосые красавицы в истории кино.

В прокат периодически выходят фильмы, в которых блондинки воюют с брюнетками или доказывают миру, что они не какие-нибудь глупые пуделихи и кроме бюста у них еще есть мозг. Time Out попытался выяснить, как светловолосые дошли до жизни такой и почему именно им приходится постоянно оправдываться.

1929
Крашеные дивы 30-х Мэй Уэст и Джин Харлоу первыми использовали светлые волосы как часть экранного имиджа. Брюнетка от природы, Харлоу (на фото) придумала себе образ «платиновой блондинки», а Мэй Уэст покрасилась, чтобы люди смотрели не только на ее внушительный бюст. Харлоу в «Ангелах Ада», и Уэст в «Моем цыпленочке» создали канон типичной блондинки — глуповатой секс-бомбы.

1930
Марлен Дитрих — блондинка натуральная, но нетипичная. Тупиковая ветвь эволюции: умная, независимая, самостоятельная блондинка-вамп. Прославилась в те же 30-е благодаря роли певички Лолы — «пожирательницы мужчин» в «Голубом ангеле», но и после ни в одной роли не выглядела жертвой мужчин или обстоятельств. Наивность и глупость с героинями Марлен Дитрих никогда не ассоциировались. Просто идол.

1941
Королева нуаров Вероника Лейк выглядела хрупкой, беззащитной и в то же время порочной. Как и положено в нуарах, где женщина сначала падала в объятия, а затем хладнокровно подставляла мужчину. В 40-е знаменитая платиновая прядь Вероники Лейк была так популярна, что девушкам на заводах запрещали носить такую прическу: прядь затягивало в станки. Когда эпоха нуаров закончилась, о Лейк забыли.

1953
В 50-е вместе с отменой цензурного кодекса Хейса в США появляется главный секс-символ века — блондинка Мэрилин Монро. «Если я должна стать символом чего-то, я предпочту секс всему остальному». Мужчины получили все, чего хотели: задирающееся от ветра платье (хотя мало кто помнит, из какого фильма этот кадр), вьющиеся локоны, сладкую улыбку и «пум-пум-пи-дум». Ее лучшая роль — «В джазе только девушки». Главная — девушка с плакатов в мужских общежитиях, казармах и даже тюрьмах.

1954
Грейс Келли воплощала мечты Альфреда Хичкока о блондинке-жертве. Именно светловолосые девушки, считал режиссер, идеально подходят на эту роль. Хичкок создал целую галерею блондинок, которые молят о помощи, кричат и умирают насильственной смертью. Грейс Келли снялась в трех фильмах «золотого периода» Хичкока («Окно во двор», «При убийстве звоните “М”», «Поймать вора»), но типичной блондинкой-жертвой стала, скорее, Типи Хедрен в «Птицах». А Келли, окончательно влюбив в себя режиссера, предпочла ему принца Монако.

1956
Француженка Брижитт Бардо — европейский ответ Мэрилин и дитя сексуальной революции. В то время как кино в США еще оставалось довольно целомудренным и даже Монро могла лишь намекать на сексуальность, Бардо не стесняясь раздевалась перед камерой. Коронная роль — сексуально озабоченная нимфетка без комплексов в фильме «И бог создал женщину».

1960
«Мисс Швеция» Анита Экберг — еще одно совершенное тело 60-х. Снежная королева. Культовой фигурой ее сделала большая роль в «Сладкой жизни» Феллини. Там она с невозмутимым лицом стояла в холодном фонтане Треви и воплощала все, о чем только может мечтать южный мужчина, в данном случае Мастроянни. Позднее Экберг доставались только роли вампирш и наемных убийц.

1964
Первую блондинку Джеймса Бонда Урсулу Андресс все знают по сцене из первого фильма бондианы «Доктор Но». Делов-то: вышла из моря в белом бикини, с мокрыми волосами и каплями воды на лице — и моментально стала главным секс-символом 60-х — Монро-light, которой оставили роскошное тело, но убрали харизму звезды.

1974
В 70-е секс-бомб потеснила блондинка-ребенок Голди Хоун — миниатюрная, с большими глазами и простой стрижкой. Репертуар у таких не велик — в меру дурацкие комедии в духе «Девочки в моем супе» и «Девушки с Петровки», где Хоун играла балерину с русским именем Октябрина. Зато девочка из соседнего двора уже не хотела быть секс-объектом. Если она вместе с мальчиками играла в казаки-разбойники, то и в армии могла служить как мужчина («Рядовой Бенджамин»).

1992
Шэрон Стоун — Марлен Дитрих 80-х. Умная и уверенная в себе блондинка-стерва, которая плевать хотела на всех этих озабоченных мужиков. Стоун носит титул стервы с гордостью. Никто кроме нее не смог бы сыграть знаменитую сцену допроса в «Основном инстинкте», где героиня Стоун без нижнего белья… ну да вы знаете. Еще пятнадцать лет назад такое было немыслимо.

1994
Грудь с блондинкой — Памела Андерсон. Тяжелое, в прямом и переносном смысле, наследие 90-х с их культом потребления. Памела Андерсон не актриса, а скорее приложение к собственному бюсту, продвинутая (она еще и говорит!) надувная кукла. Бюст потряс публику в сериале «Спасатели Малибу», и с тех пор Памела не вышла за пределы Больших Силиконовых. Зато шокировала публику собственным порновидео в Сети — задолго до Пэрис Хилтон.

1997
Что оставалось неглупой Шарлиз Терон, как не стесняться своего цвета волос, который в 90-е ассоциировался с сексплуатацией и амплуа «говорящая кукла с большими сиськами»? Шарлиз Терон стриглась под мальчика, красилась в брюнетку для «Эон Флакс» и уродовала себя гримом для оскароносного «Монстра». Актриса с идеальным телом и внешностью упорно доказывала, что она не блондинка! Остановись, Шарлиз, — мы уже все поняли!

1998
Кэмерон Диас в фильмах «Все без ума от Мэри» и «Ангелы Чарли» воплотила все стереотипы о блондинке: обожает розовое, чупа-чупсы, маленьких собачек и путает сперму с лаком для волос. Диас пришлось перекраситься в радикально черный, чтобы все заметили — она еще и актриса, а «блондинки из анекдотов» были стебом и даже рефлексией на заданную тему.

1999
Кирстен Данст — девушка как все. Среднеамериканская блондинка Кирстен Данст не выделяется на общем фоне: танцует в группе поддержки («Добейся успеха»), мечтает стать королевой выпускного бала («Девственницы-самоубийцы») и встретить своего супергероя («Человек-паук»). Все не так ярко, как у «настоящих блондинок», зато как в жизни. Самый востребованный типаж конца 90-х — таких актрис было пруд пруди.

2001
Риз Уизерспун отомстила за блондинок и оправдала их в глазах широкой общественности. В фильме «Блондинка в законе» Уизерспун «ответила» и за цвет волос, и за розовое, и за собачек, и за наивные голубые глазки, но доказала, что все это — отвлекающие маневры. И в итоге оказалась круче мужиков, и не где-нибудь, а в адвокатской практике.

2003
Скарлетт Йоханссон — вершина эволюции! Идеальная блондинка. Чтобы вывести это чудо, кино трудилось весь двадцатый век. Сексуальна, как Монро, непосредственна, как Голди Хоун, умна, как Шэрон Стоун, готова к провокациям, как Шарлиз Терон, и, как и Риз Уизерспун, не стыдится быть блондинкой. А главное, она обладает редким для новых звезд качеством — может в одиночку вытянуть проходной фильм. Ну… как Марлен Дитрих. Возможно, поэтому у любого фильма с участием Йоханссон есть привкус ретро.

Список звезд-блондинок зачитали по телефону телеведущей Маше Малиновской. Она добавила Светлану Светличную, вычеркнула Марлен Дитрих и рассказала, что думает об остальных.

Светлана Светличная. Очень красивая женщина, до сих пор перед глазами ее коронная сцена из «Бриллиантовой руки», она, по-моему, больше нигде и не играла. Она была первой советской актрисой с сексуальным подтекстом.Мало советских актрис могут этим похвастать, в основном, конечно,были такие русские женщины-бабы, как Доронина, Мирошниченко… Кстати, у Ренаты Литвиновой тоже ретрообраз такой полузакрытой сексапилки, она талантлива, но в своем амплуа, и во многих фильмах одинакова.

Кого бы я включила в список? Ну-у-у, эта потрясающая актриса, такая интеллектуалка, безумно харизматичная из «Дьявол носит Prada». Перезвоните мне через пять минут. (Через пять минут крик в трубку.) Мэрил Стрип! Не важно, что она там говорила в фильме, просто на нее классно смотреть. И еще бы я включила эту… ну, она играла с Джеком Николсоном в «Иствикских ведьмах» — Мишель Пфайффер.

Кто их них крашеная, а кто нет — не важно, я вот натуральная и всегда обижаюсь, когда кто-то говорит, что я ненастоящая. Представляете, как им обидно было бы? Кстати, вы знаете, что блондинки вымирают? Нас мало осталось!

Марлен Дитрих. Она блондинка? Ни фига она не блондинка, вы вообще знаете, о ком говорите? Она никогда не была блондинкой.

Вероника Лейк. Кто это? Дальше!

Мэрилин Монро. У нее харизма. Знаете словарное определение этого слова? Так вот, это что-то необъяснимое, громадное обаяние, смотришь на нее в кадре, и невозможно оторвать глаз. Ее и глупой, и взбалмошной, и легкомысленной, и безответственной называли. Но это все не важно, когда она в фильме— на нее просто приятно смотреть. Скорее, она мне ближе по характеру, чем Марлен Дитрих или Памела Андерсон, с которой меня все сравнивают.

Брижитт Бардо. Бардо, Монро — это все классика!

Грейс Келли в фильмах Хичкока. Скажу честно, не смотрела его фильмы. Не помню такую.

Первая блондинка Джеймса Бонда — Урсула Андресс. Ой, приехали! Подождите, тут в магазин мы с подругой приехали. Кто, вы говорите, — Урсула? Не знаю, я переживаю за свои интеллектуальные способности сегодня, честно.

Шэрон Стоун. Вот она суперпрофессиональная блондинка.Брала бы с нее пример! Я, наверно, плохо свои передачи вела, а вообще мне по х.., главное, как ты смотришься. Шэрон Стоун хорошо смотрится.

Памела Андерсон. Классический мужской сексуальный стандарт. Воплощает в себе все ожидания мужчин, все их мечты. Грудь, фигура — все есть. Но я на нее, еще раз повторюсь, не похожа. Не надо меня с ней сравнивать!

Шарлиз Терон. Дальше!

Кэмерон Диаз. Кто еще?

Кирстен Данст. Первый раз слышу!

Риз Уизерспун. Не знаю!

Скарлетт Йоханссон. Очень талантливая актриса, но мне лично не очень симпатична.

Наши блондинки: стахановки и разлучницы

Любовь Орлова
Любимая актриса Сталина и наш ответ Голливуду. В комедиях Григория Александрова воплощала мечты советских Золушек — превращалась из замарашки в красавицу и ставила трудовые рекорды благодаря не фее, а Родине.

Татьяна Доронина
Секс-символ 60-х. Наша Монро. Но лучше. После фильма 1968 года «Еще раз про любовь» все девушки захотели быть бортпроводницами и блондинками с такой вот, как у Дорониной, воздушной прической.

Светлана Светличная
Блондинка-разлучница. Сцена соблазнения в «Бриллиантовой руке» — классика советской эротики: жены закрывали мужьям глаза, а дети получали первое сексуальное потрясение.

Ирина Мирошниченко
Наша Лейк. Правда, без нуаров. Эталонная блондинка 70-х. Фильмы вспомнить не так легко, но платиновую прядь всегда ухоженной и уложенной Мирошниченко не забыть. Больше чем актриса. Фотомодель.

Барбара Брыльска
Интеллигентная блондинка. Польскую актрису из города Скотинки в России считают своей после роли Нади в «Иронии судьбы». Но Брыльску в какой советский интерьер ни посади — на лице все равно написано «Европа».

Рената Литвинова
Алые губы, мраморное лицо, платиновые волосы. Дышит как Доронина, соблазняет как Светличная, и могла бы сыграть всех белокурых див сразу. Но Литвинова сама себе бренд: томная, умная, хрупкая и ранимая. На вид.