Антон Адасинский: «В спектакле много „головной“ энергии, от разных мыслей» | Театр | Time Out

Антон Адасинский: «В спектакле много „головной“ энергии, от разных мыслей»

  21 марта 2011
2 мин
Антон Адасинский: «В спектакле много „головной“ энергии, от разных мыслей»
Гениальный пластический актер и основатель театра Derevo Антон Адасинский рассказал Марии Кингисепп о своем спектакле «Мефисто Вальс».

Откуда взялась тема Мефистофеля? У меня целый год прошел под этим знаком, еще со съемок фильма «Фауст» Сокурова, где я сыграл Мефистофеля. «Мефисто» – работа странная, графичная, вся черно-серо-белая. И там много «головной» энергии, это редкость для нас. Не от бешеной импровизации, а от остроты человеческой, от разных мыслей. В этом есть очень большой плюс: зрители сегодня слишком устали от «грузилова» – я имею в виду впечатляющие внешние сценические эффекты.

Ваш персонаж – оживающее пугало в длинном черном платье – наблюдает за действием или само действует?
Оно прежде всего считает себя виноватым. Потому что ничем не заслужило быть угрозой для птиц. Отдельная огромная тема: наше пугало вдруг срывается с места и идет в мир. Но ведь у пугала нет тех «якорей», которыми обрастает человек в течение жизни: ни квартиры, ни машины, ни денег, ни вещей, ни семьи. У пугала только одно задание: раскинуть руки и стоять.

Какие еще экзистенциальные темы затронуты в спектакле? Во-первых, «Человек – это бессмысленная угроза» как неправильная, нехорошая тема. Ведь все может быть гораздо проще: взять и поставить вместо пугала, допустим, фигуру медведя. Или динозавра – для устрашения. А человека-пугало сделать легко: крест! Вот тут-то мы и пришли к очевидной метафоре. Во-вторых, пугало – это и миф, и существо. Для птиц оно живое. Ветер подул – пугало зашевелилось, «человеком стало». В-третьих, пугалу всегда отдают старые вещи: платье, ведро дырявое, пальтишко с прорехами. Но это же твои вещи! Получается, что ты сам себя ставишь в собственный огород. Тут уж что-то дикое должно происходить в сознании.

Значит, метафор и месседжей будет много? Достаточно постоять пугалом один раз и все понять. И достаточно маленькой метафоры в одном спектакле, чтобы все прочиталось. Кстати, почему палки для пугала ставят именно крестом и крепят под прямым углом? С практической точки зрения потому, что иначе вся конструкция завалится. Но с мистической – это уже совершенно другая история.

«Мефисто Вальс»
22, 23 марта,
театр «Лицедеи», «Толстой Сквер»