Москва
Москва
Петербург
Андрей Звягинцев: «В «Эксперименте 5IVE» для меня совпали две свободы: времени и творчества»

Андрей Звягинцев: «В «Эксперименте 5IVE» для меня совпали две свободы: времени и творчества»

Андрей Звягинцев, безусловно, самый титулованный и известный российский режиссер из числа тех, кто заявил о себе в 2000-х годах. В 2003-м его «Возвращение» завоевало «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, а за следующий полнометражный фильм, «Изгнание», «Золотую ветвь» в Каннах получил актер Константин Лавроненко.

Time Out: Как вы попали в «Эксперимент 5IVE»? Чем он вас заинтересовал? 

Андрей Звягинцев: Мне позвонил продюсер Артем Васильев и предложил участвовать в «Эксперименте 5IVE». И хотя мой предыдущий опыт работы с коротким метром был достаточно печальным, я все же решил выслушать Артема, поскольку давно знаю и уважаю его. Меня привлекло в этом предложении то, что условия проекта позволяли быть абсолютно свободным. Общим и обязательным был только короткий узел в начале повествования и некий предмет — черный конверт. В остальном — полная творческая свобода. К тому же мы уже заканчивали работу над новым полнометражным фильмом «Елена» и потому могли взяться за «Эксперимент 5IVE». Так что фактически совпали две свободы: времени и творчества. 

ТО: Почему вы называете работу над «Нью-Йорк, я люблю тебя» неудачным опытом? 

АЗ: Мне пришлось, выражаясь фигурально, «с кровью» отстаивать 30 секунд фильма, притом что формально у меня не было никакого права — по условиям контракта финальный монтаж оставался за продюсером. В итоге, к счастью, там оказался нормальный, умеющий слышать режиссера продюсер, и после месяца бурной переписки эти секунды мне удалось отстоять. 


Я предпочитаю кино, которое ставит своей задачей попытку в который уже раз разрешить эту загадку — что есть человек


ТО: А есть какие-то средства, которые позволяют в короткометражке рассказать полноценную историю? 

АЗ: Во многом «Эксперимент 5IVE» — моя попытка еще раз это понять. На истории с «Нью-Йорком» я понял, что пять минут — это очень мало для рассказа. Когда ты не связан хронометражем, когда у тебя есть возможность не спешить, ты можешь позволить себе развернутую экспозицию. Для того, чтобы фильм начал действовать суггестивно, чтобы увлек зрителя в пространство фильма, просто необходима временная дистанция. Пять минут — скорее формат скетча или анекдота, но, как мне кажется, в этих пяти минутах нам удалось сказать что-то большее, чем то, на что мог бы рассчитывать скетч. 

ТО: Вы обсуждали с другими режиссерами, принимающими участие в «Эксперименте 5IVE», идеи своих эпизодов? 

АЗ: Нет, никто из нас знать не знал, что делает другой. Не знаю, было ли это условием проекта или нет, но я не спрашивал, что снимают другие, а мне никто и не рассказывал. А вот на съемках «Нью-Йорк, я люблю тебя» это было прописано в контракте. Помню, мне надо было найти актрису для первого сегмента, интродукции, где девушка спрашивает на улице про апартаменты Бродского. Я решил использовать какую-нибудь из актрис, занятых в съемках других эпизодов. А поскольку одной фотографией для выбора не обойтись, мне тайно показывали по нескольку секунд снятого другими режиссерами материала — только так можно было понять, как «дышит» человек, понять, кто он. 


В «Эксперименте 5IVE» я еще раз пытаюсь понять, можно ли в короткометражке рассказать полноценную историю


ТО: Вы использовали какие-то спецэффекты в своем фильме? 

АЗ: Я не так часто прибегаю к подобным приемам, хотя в «Изгнании» была сцена, в которой мы потом довольно много добавили на компьютере. В короткометражке для «Эксперимента 5IVE» у меня тоже был спецэффект: полароидный снимок моментально «гаснет» в руках героя. Но это был не компьютерный, а «рукотворный» спецэффект — сперва (на площадке) в течение минуты мы снимали процесс проявки полароидного изображения, а затем (в монтаже) убыстрили это во много раз и пустили в обратную сторону. В результате у вас на глазах в течение четырех секунд тает изображение, но вы наблюдаете пусть ускоренный, но химический живой процесс, а не компьютерное, виртуальное исчезновение. 

ТО: А что вам нравится в современном кино? 

АЗ: Я предпочитаю кино, которое заставляет меня думать, восхищает меня своим бескомпромиссным взглядом на человека, на его связи с миром. Кино, которое ставит своей задачей попытку в который уже раз разрешать и разрешать эту загадку — что есть человек. Но я могу, и притом с большим удовольствием, получать от просмотра фильма исключительно эстетическое удовольствие. Например, я с большой радостью посмотрел фильм «Океаны» той же съемочной группы, что сделала «Птиц», — это потрясающее зрелище.

Посмотри фильмы первым и прими участие в масштабном и необычном эксперименте со своими ощущениями на сайте проекта www.5gum.ru. Онлайн-премьера состоится 22 марта 2011 г.

21 марта 2011
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация