Андрей Звягинцев: «В «Эксперименте 5IVE» для меня совпали две свободы: времени и творчества»
Андрей Звягинцев, безусловно, самый титулованный и известный российский режиссер из числа тех, кто заявил о себе в 2000-х годах. В 2003-м его «Возвращение» завоевало «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, а за следующий полнометражный фильм, «Изгнание», «Золотую ветвь» в Каннах получил актер Константин Лавроненко.

Time Out: Как вы попали в «Эксперимент 5IVE»? Чем он вас заинтересовал? 

Андрей Звягинцев: Мне позвонил продюсер Артем Васильев и предложил участвовать в «Эксперименте 5IVE». И хотя мой предыдущий опыт работы с коротким метром был достаточно печальным, я все же решил выслушать Артема, поскольку давно знаю и уважаю его. Меня привлекло в этом предложении то, что условия проекта позволяли быть абсолютно свободным. Общим и обязательным был только короткий узел в начале повествования и некий предмет — черный конверт. В остальном — полная творческая свобода. К тому же мы уже заканчивали работу над новым полнометражным фильмом «Елена» и потому могли взяться за «Эксперимент 5IVE». Так что фактически совпали две свободы: времени и творчества. 

ТО: Почему вы называете работу над «Нью-Йорк, я люблю тебя» неудачным опытом? 

АЗ: Мне пришлось, выражаясь фигурально, «с кровью» отстаивать 30 секунд фильма, притом что формально у меня не было никакого права — по условиям контракта финальный монтаж оставался за продюсером. В итоге, к счастью, там оказался нормальный, умеющий слышать режиссера продюсер, и после месяца бурной переписки эти секунды мне удалось отстоять. 


Я предпочитаю кино, которое ставит своей задачей попытку в который уже раз разрешить эту загадку — что есть человек


ТО: А есть какие-то средства, которые позволяют в короткометражке рассказать полноценную историю? 

АЗ: Во многом «Эксперимент 5IVE» — моя попытка еще раз это понять. На истории с «Нью-Йорком» я понял, что пять минут — это очень мало для рассказа. Когда ты не связан хронометражем, когда у тебя есть возможность не спешить, ты можешь позволить себе развернутую экспозицию. Для того, чтобы фильм начал действовать суггестивно, чтобы увлек зрителя в пространство фильма, просто необходима временная дистанция. Пять минут — скорее формат скетча или анекдота, но, как мне кажется, в этих пяти минутах нам удалось сказать что-то большее, чем то, на что мог бы рассчитывать скетч. 

ТО: Вы обсуждали с другими режиссерами, принимающими участие в «Эксперименте 5IVE», идеи своих эпизодов? 

АЗ: Нет, никто из нас знать не знал, что делает другой. Не знаю, было ли это условием проекта или нет, но я не спрашивал, что снимают другие, а мне никто и не рассказывал. А вот на съемках «Нью-Йорк, я люблю тебя» это было прописано в контракте. Помню, мне надо было найти актрису для первого сегмента, интродукции, где девушка спрашивает на улице про апартаменты Бродского. Я решил использовать какую-нибудь из актрис, занятых в съемках других эпизодов. А поскольку одной фотографией для выбора не обойтись, мне тайно показывали по нескольку секунд снятого другими режиссерами материала — только так можно было понять, как «дышит» человек, понять, кто он. 


В «Эксперименте 5IVE» я еще раз пытаюсь понять, можно ли в короткометражке рассказать полноценную историю


ТО: Вы использовали какие-то спецэффекты в своем фильме? 

АЗ: Я не так часто прибегаю к подобным приемам, хотя в «Изгнании» была сцена, в которой мы потом довольно много добавили на компьютере. В короткометражке для «Эксперимента 5IVE» у меня тоже был спецэффект: полароидный снимок моментально «гаснет» в руках героя. Но это был не компьютерный, а «рукотворный» спецэффект — сперва (на площадке) в течение минуты мы снимали процесс проявки полароидного изображения, а затем (в монтаже) убыстрили это во много раз и пустили в обратную сторону. В результате у вас на глазах в течение четырех секунд тает изображение, но вы наблюдаете пусть ускоренный, но химический живой процесс, а не компьютерное, виртуальное исчезновение. 

ТО: А что вам нравится в современном кино? 

АЗ: Я предпочитаю кино, которое заставляет меня думать, восхищает меня своим бескомпромиссным взглядом на человека, на его связи с миром. Кино, которое ставит своей задачей попытку в который уже раз разрешать и разрешать эту загадку — что есть человек. Но я могу, и притом с большим удовольствием, получать от просмотра фильма исключительно эстетическое удовольствие. Например, я с большой радостью посмотрел фильм «Океаны» той же съемочной группы, что сделала «Птиц», — это потрясающее зрелище.

Посмотри фильмы первым и прими участие в масштабном и необычном эксперименте со своими ощущениями на сайте проекта www.5gum.ru. Онлайн-премьера состоится 22 марта 2011 г.

Спецпроект

Загружается, подождите ...