Москва
Москва
Петербург
Александр Велединский: В любом фильме важен эффект «рукотворности»

Александр Велединский: В любом фильме важен эффект «рукотворности»

Критики заметили Александра Велединского еще в 2001 году, когда его дебютная короткометражка «Ты да я, да мы с тобой» собрал ряд призов на международных фестиваля. Но на всю страну Велединский прогремел в 2002-м как один из сценаристов сериала «Бригада». С тех пор он успел экранизировать Эдуарда Лимонова («Русское») и снять фильм о «чеченском синдроме» («Живой»). Сейчас он участвует в проекте бренда жевательной резинки 5IVE.

Time Out Moscow: Расскажите про «Эксперимент 5IVE». Чем он вас заинтересовал? 

Алекcандр Велединский: Мне интересна работа в новом, непривычном формате. Всего пять минут, за которые при этом надо рассказать историю с заданной отправной точки. Но зато по условиям я никак не ограничен с формой своей короткометражки — и здесь я пошел на эксперимент. 

TO: И в чем заключается этот эксперимент с формой? 

АВ: Я попробовал поработать в стилистике комикса. Визуально это такое черно-бело кино с какими-то вкраплениями ярких цветов, чем-то может быть похоже на «Город Грехов». Я, правда, еще не закончил монтаж, но уже какие-то выводы могу сделать. Так что проба пера уже состоялась, а опыт можно назвать полезным. Да и к тому же я оказался в компании интересных мне людей. Алексей Попогребский, Петр Буслов, Игорь Волошин и Андрей Звягинцев – они все хорошие режиссеры, им есть что сказать. 


Я легко иду на эксперименты во время съемочного процесса

ТО: А сами съемки долго длились? 

АВ: Все отсняли за два дня. Правда, сняли чуть больше заявленных пяти минут, и теперь надо сокращать. К тому же, обнаружилась одна хитрость: классическая форма, в которой записан сценарий, не очень подходит для короткометражки, надо точно понимать, что ты даешь зрителю, чтобы он успел это «переварить». Вот и сейчас: снял на шесть минут, а по условиям должно быть пять – придется укорачивать. Но я вообще не люблю слишком длинное кино, так что не стесняюсь вырезать все на монтаже. В «Живом» вырезал полчаса, потому что понял – все рассказал, хватит. Хотя двух сцен все-таки жаль… 

ТО: Вы легко идете на эксперименты во время съемочного процесса? 

АВ: Да, я и актерам прощаю импровизации, и сам могу в последний момент все поменять. Как-то на съемках у меня была сцена, где просто стоят пять человек и говорят. Банальное место, на которое мы бы вряд ли потратили больше получаса. Но в ночь перед съемками я включил телевизор… и увидел точь-в-точь такую же сцену. Следующие полдня мы со съемочной группой провели, устанавливая и расписывая все по новому – зато получилось отлично. 

ТО: А как вы считаете, доступность спецэффектов поможет молодым режиссерам? 

АВ: В любом фильме, будь это артхаус или какое-то жанровое кино, важен эффект «рукотворности». И здесь сами по себе спецэффекты никогда не заменят хорошего режиссера. Если этой рукотворности нет, никакие эстетики и стилистики не спасут фильм, он пройдет мимо и не запомнится зрителям. 

ТО: То есть сама по себе новая форма ничего не гарантирует? 

АВ: Нет, конечно. Я два года был в жюри фестиваля мобильного кино, смотрел работы – было много всего любопытного, но ни одного шедевра. Это все те же истории, просто снятые на другую технику. 

ТО: Есть какие-то новаторские фильмы, которое за последнее время произвели на вас впечатление? 

АВ: Сейчас вообще сложно говорить о новаторском кино. С одной стороны, технически постоянно появляются какие-то новинки, но на самом деле глубинных революций в кино не было со времен Годара, с его протестными фильмами. А из относительно недавнего стоит отметить, например, фильм Александра Миндадзе «Отрыв». Это важное кино, оно прямо лезет в душу. 


В Эксперименте 5IVE всего за пять минут надо рассказать историю с заданной отправной точки. Но зато по условиям я никак не ограничен с формой своей короткометражки.

ТО: А в будущем десятилетии кто, по-вашему, из нынешних молодых режиссеров сможет проявить себя? 

АВ: Да кто угодно. Вот сидим мы с вами, разговариваем, а где-то в общежитии сидит парень – или девушка, пьет чай без сахара и придумывает фильм, который нас покорит лет через пять. Как Леша Сидоров, который придумал «Бригаду», еще когда мы жили в общаге и могли себе позволить только гречневую кашу. 

ТО: Может, попробуете дать этому молодому таланту какой-то совет? Вдруг он к нему прислушается, прочитав это интервью… 

АВ: Он простой: надо быть искренним. Рассказывайте историю так, чтобы человек удивлялся, видел что-то новое. Конечно, многое зависит от твоего профессионализма, технической оснащенности, но режиссер – это всегда «рукотворец». Им и надо оставаться.

14 марта 2011
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация