Александр Велединский: В любом фильме важен эффект «рукотворности» | Театр | Time Out

Александр Велединский: В любом фильме важен эффект «рукотворности»

  14 марта 2011
4 мин
Александр Велединский: В любом фильме важен эффект «рукотворности»
Критики заметили Александра Велединского еще в 2001 году, когда его дебютная короткометражка «Ты да я, да мы с тобой» собрал ряд призов на международных фестиваля. Но на всю страну Велединский прогремел в 2002-м как один из сценаристов сериала «Бригада». С тех пор он успел экранизировать Эдуарда Лимонова («Русское») и снять фильм о «чеченском синдроме» («Живой»). Сейчас он участвует в проекте бренда жевательной резинки 5IVE.

Time Out Moscow: Расскажите про «Эксперимент 5IVE». Чем он вас заинтересовал? 

Алекcандр Велединский: Мне интересна работа в новом, непривычном формате. Всего пять минут, за которые при этом надо рассказать историю с заданной отправной точки. Но зато по условиям я никак не ограничен с формой своей короткометражки — и здесь я пошел на эксперимент. 

TO: И в чем заключается этот эксперимент с формой? 

АВ: Я попробовал поработать в стилистике комикса. Визуально это такое черно-бело кино с какими-то вкраплениями ярких цветов, чем-то может быть похоже на «Город Грехов». Я, правда, еще не закончил монтаж, но уже какие-то выводы могу сделать. Так что проба пера уже состоялась, а опыт можно назвать полезным. Да и к тому же я оказался в компании интересных мне людей. Алексей Попогребский, Петр Буслов, Игорь Волошин и Андрей Звягинцев – они все хорошие режиссеры, им есть что сказать. 


Я легко иду на эксперименты во время съемочного процесса


ТО: А сами съемки долго длились? 

АВ: Все отсняли за два дня. Правда, сняли чуть больше заявленных пяти минут, и теперь надо сокращать. К тому же, обнаружилась одна хитрость: классическая форма, в которой записан сценарий, не очень подходит для короткометражки, надо точно понимать, что ты даешь зрителю, чтобы он успел это «переварить». Вот и сейчас: снял на шесть минут, а по условиям должно быть пять – придется укорачивать. Но я вообще не люблю слишком длинное кино, так что не стесняюсь вырезать все на монтаже. В «Живом» вырезал полчаса, потому что понял – все рассказал, хватит. Хотя двух сцен все-таки жаль… 

ТО: Вы легко идете на эксперименты во время съемочного процесса? 

АВ: Да, я и актерам прощаю импровизации, и сам могу в последний момент все поменять. Как-то на съемках у меня была сцена, где просто стоят пять человек и говорят. Банальное место, на которое мы бы вряд ли потратили больше получаса. Но в ночь перед съемками я включил телевизор… и увидел точь-в-точь такую же сцену. Следующие полдня мы со съемочной группой провели, устанавливая и расписывая все по новому – зато получилось отлично. 

ТО: А как вы считаете, доступность спецэффектов поможет молодым режиссерам? 

АВ: В любом фильме, будь это артхаус или какое-то жанровое кино, важен эффект «рукотворности». И здесь сами по себе спецэффекты никогда не заменят хорошего режиссера. Если этой рукотворности нет, никакие эстетики и стилистики не спасут фильм, он пройдет мимо и не запомнится зрителям. 

ТО: То есть сама по себе новая форма ничего не гарантирует? 

АВ: Нет, конечно. Я два года был в жюри фестиваля мобильного кино, смотрел работы – было много всего любопытного, но ни одного шедевра. Это все те же истории, просто снятые на другую технику. 

ТО: Есть какие-то новаторские фильмы, которое за последнее время произвели на вас впечатление? 

АВ: Сейчас вообще сложно говорить о новаторском кино. С одной стороны, технически постоянно появляются какие-то новинки, но на самом деле глубинных революций в кино не было со времен Годара, с его протестными фильмами. А из относительно недавнего стоит отметить, например, фильм Александра Миндадзе «Отрыв». Это важное кино, оно прямо лезет в душу. 


В Эксперименте 5IVE всего за пять минут надо рассказать историю с заданной отправной точки. Но зато по условиям я никак не ограничен с формой своей короткометражки.


ТО: А в будущем десятилетии кто, по-вашему, из нынешних молодых режиссеров сможет проявить себя? 

АВ: Да кто угодно. Вот сидим мы с вами, разговариваем, а где-то в общежитии сидит парень – или девушка, пьет чай без сахара и придумывает фильм, который нас покорит лет через пять. Как Леша Сидоров, который придумал «Бригаду», еще когда мы жили в общаге и могли себе позволить только гречневую кашу. 

ТО: Может, попробуете дать этому молодому таланту какой-то совет? Вдруг он к нему прислушается, прочитав это интервью… 

АВ: Он простой: надо быть искренним. Рассказывайте историю так, чтобы человек удивлялся, видел что-то новое. Конечно, многое зависит от твоего профессионализма, технической оснащенности, но режиссер – это всегда «рукотворец». Им и надо оставаться.