Москва
Москва
Петербург
Кристиан Марклей: «Надо просто расслабиться и смотреть… как обычный фильм»

Кристиан Марклей: «Надо просто расслабиться и смотреть… как обычный фильм»

Один из хитов текущего художественного сезона, фильм «Часы», показывают в «Гараже».

Не думала, что из тысяч фильмов может получиться связная история: с завтраками, обедами, поездками в поезде, взрывами, ожиданиями и опозданиями… Но довольно сложно понять, откуда что берется, — особенно мне, человеку, который редко смотрит кино.

И это хорошо. Из многих даже очень известных фильмов в мой попали не самые важные сцены, а что-то такое, на что обычно зрители мало внимания обращают. Задача сделать так, чтобы нужно было узнавать, угадывать, не ставилась. Надо просто расслабиться и смотреть… как обычный фильм, где все время что-то происходит и что-то еще более важное должно произойти. Есть разные способы монтировать — на контрасте, сопоставлениях или пытаясь уловить сходство, созвучия, нечто общее…


Мечта режиссера — можно использовать любых актеров: самых дорогих, самых занятых, даже мертвых.

И хороших, и плохих.


И не иметь с ними никаких проблем. А с чем были проблемы — слишком много материала?

Немало. Но это долгий процесс — впервые идея про часы появилась в 2005-м, я начал собирать материал, исследовать. Довольно долго было непонятно, получится что-то из этого или нет. Когда ясно стало, что может получиться, отбирал материал по 5 часов в день, и это было очень тяжело. А потом, когда галерея White Cube захотела представить фильм на ярмарке Frieze, работал по 15 часов в сутки — только недавно глаза перестали болеть и мозоли от мышки на мизинце сошли.


А какого времени в кино больше всего?

Самое кинематографическое время — полночь. Потом — полдень, начало каждого часа… А сложнее всего, я думал, будет период между тремя и пятью часами утра — до того, как все просыпаются. Но на три, четыре утра материала набралось прилично, а вот на пять, полшестого — с трудом.


Вы сейчас помните, что происходит, скажем, в три часа дня?

Пару месяцев назад ответил бы сразу, а сейчас — надо подумать. Пожалуй, уже нет. Но кино с часами в кадре не могу смотреть спокойно — все время придумываю, как их использовать. Думаю, что, если бы снова начать монтировать, получилось бы совсем новое произведение.


Вы использовали много итальянских, французских фильмов.

Практически все, что было доступно в Лондоне… Все идут на языке оригинала. Немного Болливуда, но они не очень интересуются временем..


А русские фильмы?

Знаменитых режиссеров 1920-х, изобретателей монтажа. Из-за них мне было особенно интересно и важно показать эту работу в России. А про более поздние — не знаю, может, что-то попало…


Культура, построенная на цитировании, часто сталкивается с правовыми ограничениями. У вас не возникали проблемы?

Никто пока претензий не предъявлял, хотя в галерее Паолы Купер в Нью-Йорке фильм смотрело много людей, работающих в кино. Мир меняется. Материал становится все доступнее — кто угодно может пользоваться им, распоряжаться как угодно. Должно меняться и право.


Это самая успешная из ваших работ? Пока да.

И это проблема. Непонятно, что делать дальше. И что же? Не знаю, может, акварели…

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация