Тина Канделаки: «Хочешь славы — подставляй обе щеки под торт» | Город | Time Out

Тина Канделаки: «Хочешь славы — подставляй обе щеки под торт»

Виталий Котов   2 марта 2011
4 мин
Тина Канделаки: «Хочешь славы — подставляй обе щеки под торт»
Телеведущая рассказала «Собака.ru», как трудно и весело быть звездой в эпоху соцсетей.

Интернет давно стал неисчерпаемым источником юмора. Будь ты хипстер с iPad, сисадмин с бородой или интеллектуалка с тонкой душевной организацией, тут есть шутки для тебя и про тебя. Но сильней всего широкую аудиторию всегда смешил торт в лицо. Или, говоря по-современному, чужие фейлы. Соцсети вкупе с YouTube дают отличную возможность и посмеяться, и облажаться. И к последнему надо быть готовым. Потому что сегодня, если тебя нет в «Фейсбуке», «В Контакте» и в «Твиттере», тебя в Интернете нет вовсе. Хочешь общения? Держи лицо! Хочешь смеяться? Будь готов, что и по твою душу прибегут юмористы. Публичной личностью быть сложней (сюрприз!). Оступишься на ковровой дорожке – весь Интернет пестрит неаппетитным ракурсом. Глупость в эфире ляпнешь – готовься, что к каждому слову будут прислушиваться и ждать чего-то вроде «Лет’c ми спик фром май харт». Чтобы быть вне критики, известным людям нужны безупречная форма, железные нервы, айкью триста и буддистская просветленность. Понятно, что таких не существует. Значит, если хочешь славы, подставляй обе щеки под торт. Относись к себе с юмором.


Соцсети вкупе с YouTube дают отличную возможность и посмеяться, и облажаться.


«Ангелы могут летать потому, что не воспринимают себя всерьез», – сказал Честертон. Хорошая пародия дорогого стоит! Хорошая пародия, которую сотни пользователей скопируют себе в блог, еще дороже. То, что делает, например, Тина Фей, потрясающе талантливо! И если завтра что-нибудь случится с объектом ее пародий Сарой Пейлин, кандидатом в вице-президенты США от республиканцев на последних выборах, Тина легко сможет ее заменить. Получится даже лучше! Я и сама часто становлюсь объектом пародий. Мне очень нравится Нонна Гришаева в «Большой разнице». Я вообще отношусь к такому вниманию с радостью, потому что пародия – это не только признание сиюминутной популярности. Она рождает фольклор. Я не жду славы Василия Ивановича, но фольклор – это очень хорошо. Конечно, любому объекту пародии с чувством юмора хочется доработки своего образа. Я люблю «Мульт личности», но мне совсем не нужен шашлык в прическе! А вот хороший гаджет не помешал бы: ну не могу я видеть себя без средств коммуникации! Это не пародия, а наказание какое-то! Одним словом, Интернет – это территория стеба. Человек, который смеется, прочно обосновался в Сети и развлекается. Иногда весьма опасно. Но человек смеющийся – он же и человек играющий. Квинтэссенцией такой рискованной игры стала история с Джулианом Ассанжем. Кажется, он посмеялся над всеми, несмотря на то что собственные его дела обстоят невесело. Но он знал, на что шел, и порезвился от души. Оставил в дураках половину сильных мира сего, остальные сидят в нервном ожидании. Показал, что секретные материалы пишутся языком «Башорга». Ассанж вообще человек удивительный. Прекрасный пример шутника. В мифологии и фольклоре есть такой персонаж – трикстер. Обманщик, ловкач и насмешник. Сворует что-нибудь опасное, позабавится и выбросит. Или хуже того – подарит тому, кому не следовало. Трикстер никого не слушается и все время гадит! Не со зла, просто ему нравится процесс игры. Главное – насмешка. И всякий раз такие проказы приводят к крутому изменению хода событий. Трикстер бесстрашен, чтобы не сказать без башни.


Пародия — это не только признание сиюминутной популярности. Она рождает фольклор.


Вот пример из биографии скандинавского бога Локи: явился на пир богов, наговорил всем гадостей, в том числе правдивых, – совсем как Парфенов на премии. Самому Одину нахамил! Потом попытался сбежать. Разгневанные боги поймали Локи и приковали к скале. Вам это ничего не напоминает? Впрочем, все эти древние плуты довольно обаятельны. Потому что жили-были где-то в иных мирах, смотришь на их пакости и умиляешься. Ассанж – живой человек и совсем не симпатичный. Как человек. Но как профессионал информационных войн он не может не вызывать уважения! Загнать в бутылку джинна, выпущенного Wikileaks, уже не получится. После того как у богов украли огонь, мир изменился навсегда. Точно так же он уже никогда не будет прежним послеWikileaks. Джулиан Ассанж так похож на вымышленного персонажа, что, если бы он не существовал, его стоило бы придумать. Может, так и есть? Может, над нами просто посмеялись и Ассанж – мистификация, которую придумал Пелевин?