Дожили — увидели | Кино | Time Out

Дожили — увидели

  24 декабря 2007
2 мин
Дожили — увидели
За прошедшие 32 года в истории про любовь под бой курантов культовым стало все: традиция 31 декабря ходить в баню, лисья шапка Барбары Брыльски, заливная рыба и ушедшие в народ реплики — от «тепленькая пошла» до «поживем — увидим». Time Out, вспоминая старый фильм, рассказывает о новом.

«Такие, как вы, — угроза для общества»

Пять лет назад продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов задумали отметить юбилей «Иронии судьбы» выпуском ее продолжения (навели их на эту мысль знаменитые слова мамы Лукашина в финале «Иронии»: «Поживем — увидим»). Но к юбилею рязановской картины, который страна отмечала 1 января 2006 года, создатели не поспели.

За это время страсти накалились.Еще до выхода сиквела зрительская аудитория поделилась на два лагеря — в интернете даже появился сайт противников фильма, начиненный речовками типа «Не трогайте святое» и всяческими попытками высмеять затею.Так что выбирать приходилось тщательно: тут ведь ошибешься — народ не поймет.

Сначала долго подбирали режиссера: Рязанов снимать сиквел наотрез отказался, хотя идею на стадии сценария одобрил и сам снялся в той же роли соседа по самолету, что и в первой «Иронии». После долгих раздумий продюсеры остановились на кандидатуре самого кассового из режиссеров — создателе «Дозоров» Тимуре Бекмамбетове. В соавторы сценария пригласили Алексея Слаповского, автора литературной основы сериалов «Участок» и «Остановка по требованию». Вместе они перебрали 47 вариантов сценария и, отбросив тот, где дети Нади и Жени встречаются с детьми Ипполита, остановились на том, который мы имеем.

Мамин скепсис оказался небезосновательным: влюбленные расстались, вернулись к предыдущим пассиям, обзавелись детьми. И вот 30 лет спустя мануальный терапевт Константин Лукашин (Константин Хабенский) под Новый год отправляется в Петербург на научную конференцию. Завершает встречу коллег, конечно же, банкет, поэтому в аэропорт герой добирается уже навеселе. Сев в самолет, он засыпает, а проснувшись и решив, что он в Москве, выходит на улицу, ловит такси и диктует привычный адрес: 3-я улица Строителей, 25. От глубокого сна его разбудит раскрасневшаяся от возмущения девушка Надя (юная Лиза Боярская). К ней вот-вот должен прийти жених — преуспевающий предприниматель Ираклий (Сергей Безруков), а на кровати разлегся пьяный незнакомец.

Сложно представить, каким образом авторам удалось заманить в сиквел героев рязановского фильма, но их старания увенчались успехом. В «Иронии судьбы. Продолжении» снова снялись Барбара Брыльска, Андрей Мягков,Юрий Яковлев, Александр Ширвиндт и Александр Белявский.

„И ширму нашу фамильную умыкнули“

Дом на Мичуринском проспекте, где Рязанов снимал свою картину, за прошедшие годы сильно обветшал, и пришлось приводить его в товарный вид. Не целиком, конечно, а только лестничную клетку перед квартирой 12. Но недавний ремонт сразу бросается в глаза, поэтому художник-постановщик Валерий Викторов лично облазил всю площадку, выбивая плитки и создавая „щербинки“.

Декорации Надиной квартиры выстроили в Праге на студии „Баррандов“: во-первых, параллельно с „Иронией судьбы. Продолжением“ Бекмамбетов готовился к съемкам боевика „Wanted“, во-вторых, Чехия — самая дешевая из киноплощадок Европы, а в-третьих, чехи оказались гораздо бережливее наших соотечественников. Из пражских комиссионок художники вывезли тонны реквизита в стиле 70-х: одежду, коньки, лыжи, елочные игрушки… Даже ширму из черного дерева, инкрустированную рельефами птиц и цветов, купили на барахолке за 200 долларов. Знаменитые полоски на обоях нарисовали специальными красками.

Правда, за прошедшие годы интерьер Надиной квартиры претерпел изменения. По соседству с польским гарнитуром за „830 рублей (и 20 сверху)“ появилась мебель из „ИKEA“.

„Вообще-то я не очень хорошо пою, но люблю петь“

Авторам сиквела пришлось придумывать новый источник для комедийных положений. В новом фильме им стала мобильная связь. „Ходит человек по аэропорту и разговаривает сам с собой… Или, хуже того, он смотрит на тебя, что-то говорит, но на самом деле он в этот момент тебя не видит, потому что поглощен разговором с человеком на том конце линии. Вот это, наверное, и есть отличительная черта и одновременно нелепость нашего времени“, — объясняет Сергей Безруков.

Впрочем, уже в оригинальной картине телефон играл немаловажную роль: Надя и Женя то и дело не вовремя брали трубку, поэтому звонок Ипполита попадал на Лукашина, а Галя слышала женский голос. Барбара Брыльска снова заговорит голосом Валентины Талызиной. И Алла Пугачева в новом фильме снова поет, причем одну из песен она записала в дуэте с Кристиной Орбакайте. А вот Сергею Никитину, чьим голосом пел Лукашин, в сиквеле места не нашлось. Константин Хабенский исполняет песни сам: „Это произошло случайно. Последний раз я держал в руках гитару в фильме Филиппа Янковского “В движении”. И в продолжении “Иронии судьбы” я петь не собирался. Но как-то, слово за слово, зашла речь о гитаре. Я даже текста песни не знал, но, говорю, так и быть, давайте возьму три аккорда“.

«Пить надо меньше»

Герои оригинальной «Иронии судьбы» любят рассказывать, как славно они выпивали на съемках банных посиделок и как страшен был в гневе непьющий Рязанов. На съемках сиквела ввели строжайший сухойзакон. И заменить в бутылках воду на водку уже никто не пытался. Актеры на площадке,может, и не выпивали, зато молодые герои пьют не хуже и не меньше старшего поколения. Напивается от радости Лукашин-младший, напивается с горя его соперник Ираклий, даже не предусмотренный сценарием первой «Иронии..» Дед Мороз (Михаил Ефремов) — и тот еле ворочает языком.

Говорят, именно алкогольная тема стала одной из причин, почему Эльдар Рязанов снял не кино-, а телефильм. К полнометражным проектам цензура относилась строже. Вообще проблем с «Иронией судьбы» было немало. Чиновники, например, не хотели утверждать Барбару Брыльску, говоря, что Надю надо искать среди советских актрис. Рязанов своего добился, но сшить на польскую звезду зимнюю одежду костюмеры не успели. Брыльска так и снималась в собственных пальто и шапке.

Секрет успеха той «Иронии судьбы» так никто до конца и не разгадал. Но импровизация явно была одним из его составляющих, если судить по любовно собранным фанатами ошибкам (а их сотни) или легендам о том, из какого сора что рождалось. Настроение у создателей картины было прекрасное, но на сумасшедший успех никто не рассчитывал. Теперь Тимур Бекмамбетов признается, что «те 30 лет, которые прошли между первым и вторым фильмами, — это самый дорогой спецэффект, который у нас есть». Вот ведь ирония судьбы: новогодняя сказка, за которой вся страна привыкла наблюдать бесплатно, сидя за праздничным столом, спустя почти треть века доросла до широкого экрана. Теперь, чтобы взглянуть на встречу Лукашина и Нади, зрители стоят в очередях и не жалеют денег на билеты. И на попкорн тоже.