Борис Ельцин и Михаил Горбачев | Арт | Time Out

Борис Ельцин и Михаил Горбачев

Андрей Ковалев   31 января 2011
3 мин
Борис Ельцин и Михаил Горбачев
Две познавательные выставки Московского дома фотографии.

Прекрасное дело сделал Московский дом фотографии, собрав визуальную историю последних десятилетий прошлого века — сотни фотографий, запечатлевших не только генсеков, президентов и прочих политиков, но и «простых людей» — бомжей, боевиков, ларечников, дворников, банкиров, коммунистических бабуль и богемных моделей. Есть истории очень страшные — кадры Чеченской кампании или взорванных домов. Или просто зажигательные, вроде улетных рейвов. И очень правильно, что периодизация была произведена по именам правителей-руководителей, примерно как «Реформы Петра I» или «Дней Александровых прекрасное начало». А то пока что наша недавняя история описывается в бурлескных терминах типа «Развал и распад» или «Лихие девяностые».


Смотреть в нашем случае лучше, чем рассуждать и строить концепции. Поэтому на две эти выставки школьники должны сходить с учительницей, а еще лучше — с родителями. (Дедушек брать не рекомендуется — у них по поводу Горбачева и Ельцина, вместе или по отдельности, скорее всего, окажется несколько предвзятое мнение.) И хотя младому племени придется поскучать под рассказы о бесконечных речах Михаила Сергеича или посмеяться над анекдотами о зажигательных танцах Бориса Николаича, пытливые юные умы узнают, как же все было на самом деле.


Но было ли все это? Дело даже не в непредсказуемости нашей истории или в том, что обе экспозиции — и «Ельцин», и «Горбачев» — были созданы при содействии одноименных фондов. Понятно, что никаких разоблачений в духе «Викиликса» и быть не могло — тут все чисто и проверено. Ключевые кадры на обеих выставках сделаны «паркетчиками» — так в информагентствах называют фотографов, которые работают «на паркете», а не «на земле». Все равно получилось в высшей степени познавательное, хотя и отредактированное зрелище публичной политики, которой сегодня у нас уж и не осталось совсем. Так что начинать рассуждать о достоверности представленной нам истории совершенно бессмысленно. Дело в самом формате информационной фотографии. Изощренный циник и постмодернист, французский философ Жан Бодрийяр поразил в1991-м все прогрессивное человечество заявлением о том, что «Войны в Заливе не было». Однако его теория «гиперреальности симулякров», гласящая, что никакой реальности больше не существует, в наличии имеются только массмедийные потоки, оказалась несколько преждевременной. И уже не найдется такого оптимиста, как Морфеус, чтобы воскликнуть: «Добро пожаловать в пустыню реальности!» Кстати, «Матрицу» сняли как раз в том самом 1999 году, в конце которого Б. Н. устроил потрясающий видеоперформанс с отречением от власти.


Ельцин и его время

Мультимедиа Арт Музей, до 13 марта


Михаил Горбачев и его время

ЦВЗ «Манеж», до 8 марта