Москва
Москва
Петербург
Борис Ельцин и Михаил Горбачев

Борис Ельцин и Михаил Горбачев

Две познавательные выставки Московского дома фотографии.
Прекрасное дело сделал Московский дом фотографии, собрав визуальную историю последних десятилетий прошлого века — сотни фотографий, запечатлевших не только генсеков, президентов и прочих политиков, но и «простых людей» — бомжей, боевиков, ларечников, дворников, банкиров, коммунистических бабуль и богемных моделей. Есть истории очень страшные — кадры Чеченской кампании или взорванных домов. Или просто зажигательные, вроде улетных рейвов. И очень правильно, что периодизация была произведена по именам правителей-руководителей, примерно как «Реформы Петра I» или «Дней Александровых прекрасное начало». А то пока что наша недавняя история описывается в бурлескных терминах типа «Развал и распад» или «Лихие девяностые».

Смотреть в нашем случае лучше, чем рассуждать и строить концепции. Поэтому на две эти выставки школьники должны сходить с учительницей, а еще лучше — с родителями. (Дедушек брать не рекомендуется — у них по поводу Горбачева и Ельцина, вместе или по отдельности, скорее всего, окажется несколько предвзятое мнение.) И хотя младому племени придется поскучать под рассказы о бесконечных речах Михаила Сергеича или посмеяться над анекдотами о зажигательных танцах Бориса Николаича, пытливые юные умы узнают, как же все было на самом деле.

Но было ли все это? Дело даже не в непредсказуемости нашей истории или в том, что обе экспозиции — и «Ельцин», и «Горбачев» — были созданы при содействии одноименных фондов. Понятно, что никаких разоблачений в духе «Викиликса» и быть не могло — тут все чисто и проверено. Ключевые кадры на обеих выставках сделаны «паркетчиками» — так в информагентствах называют фотографов, которые работают «на паркете», а не «на земле». Все равно получилось в высшей степени познавательное, хотя и отредактированное зрелище публичной политики, которой сегодня у нас уж и не осталось совсем. Так что начинать рассуждать о достоверности представленной нам истории совершенно бессмысленно. Дело в самом формате информационной фотографии. Изощренный циник и постмодернист, французский философ Жан Бодрийяр поразил в1991-м все прогрессивное человечество заявлением о том, что «Войны в Заливе не было». Однако его теория «гиперреальности симулякров», гласящая, что никакой реальности больше не существует, в наличии имеются только массмедийные потоки, оказалась несколько преждевременной. И уже не найдется такого оптимиста, как Морфеус, чтобы воскликнуть: «Добро пожаловать в пустыню реальности!» Кстати, «Матрицу» сняли как раз в том самом 1999 году, в конце которого Б. Н. устроил потрясающий видеоперформанс с отречением от власти.

Ельцин и его время
Мультимедиа Арт Музей, до 13 марта

Михаил Горбачев и его время
ЦВЗ «Манеж», до 8 марта


31 января 2011,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация