Москва
Москва
Петербург
Светлый человек

Светлый человек

В декабре Московская филармония проводит Фестиваль музыки Родиона Щедрина, приуроченный к 75-летию композитора. Time Out рассказывает о живом классике русской композиторской школы и просто хорошем человеке.

Обычно в консервативном мире академической музыки, когда речь заходит о юбилеях, то виновника торжества перестают воспринимать как живого человека. Чем внушительнее цифра, тем больше почтения к имениннику и тем тщательнее из него делают икону: его помещают на почетное место, бьют поклоны, на официальной части мероприятия звучат нескончаемые речи, а на неофициальной — тосты. Весь ритуал к человеку, ради которого он подготовлен, прямого отношения уже не имеет. Не так в случае с Щедриным: он прибывает в Москву из Германии заранее.Но он будет работать — играть камерный вечер, мотаться по репетициям и раздавать интервью. Мне удается разыскать его по телефону — он где-то в Испании и на днях должен лететь в Мюнхен, где живет последние годы. На вопрос, не утомляет ли его уже начавшаяся юбилейная гонка (сам день рождения — 16 декабря), Щедрин с юмором отвечает: «Пока нет, барометр еще не зашкаливает, но вот приеду в Москву, тогда, наверное, и начнется». И добавляет: «Для меня счастье и действительно большая честь, что столько знаменитых музыкантов участвуют в фестивале — Гергиев, Федосеев, Темирканов, Плетнев, Башмет, Тевлин, Герингас, Мацуев. Это лучший подарок».

Столь мощный список участников фестиваля— дань уважения композитору. Пианисты штудируют его прелюдии и фуги, его опусы вошли в репертуар симфонических оркестров всего мира, он дал новую жизнь балетному жанру и чрезвычайно востребован как оперный композитор. Собственно, сейчас большая часть его жизни проходит в путешествиях по тем городам, где играют его сочинения, — от Нью-Йорка и Москвы до Пекина и Парижа. Главной деталью интерьера его квартиры, как заметил композитор, являются чемоданы: и он, и его жена Майя Плисецкая все время в разъездах.И по пути из точки А в точку Б пишут: Щедрин — музыку, Плисецкая — заметки, которые затем превращаются в остроумные мемуары. Я спрашиваю, часто ли он думает о прошлом и хотелось бы ему что-то в нем подкорректировать, и он отвечает: «Сожалеть о чем-то — глупо. Без ошибок ничего не бывает. Если нам дадут вторую жизнь, то тогда можно подумать и что-то исправить, а так — нет».

Любой, кто когда-либо общался с Щедриным, может сказать, что с ним необычайно легко. У него простая и естественная манера общения. Когда в прошлом году Камерный хор Московской консерватории показывал Щедрину его хоровую оперу «Боярыня Морозова», которую готовили для мировой премьеры, у студентов от страха дрожали колени. Но после 10 минут общения с Щедриным волнение куда-то пропало. Он очень светлый, открытый человек, и непонятно, как с таким позитивным отношением к миру он пережил сталинское мракобесие и последующие эпохи, когда любой хороший композитор ходил «под подозрением». «Конечно, начинаешь вспоминать, и ужас берет от того, через что пришлось пройти,— комментирует Щедрин. — Я сейчас читаю однотомник Зощенко, и как над ним измывались — представить страшно. Каждому досталось от системы».
В своем рабочем кабинете, 1966 г.


Наверное, он мог бы уехать, как многие коллеги, но сам он считает по-другому: «У каждого свой путь — всех под одну гребенку не причешешь. Шостакович, например, при жизни услышал премьеры всех своих симфоний на родине в исполнении великолепных оркестров, а Шуберт в благополучной бюргерской Австрии не услышал при жизни ни одной». Для композитора это убедительный аргумент.

С Валерием Гергиевым в Петербурге


Щедрин охотно работает на заказ: «Вся великая музыка создана по заказу. За примерами далеко ходить не надо — Бах, Моцарт, Гайдн, Чайковский…» С композитором оговариваются только хронометраж сочинения и сроки работы. Хотя с последним тоже бывают проблемы: «Кармен-сюита» появилась в жутком цейтноте, за 20 дней, и мгновенно прославила Щедрина на весь мир. «Вдохновение можно вложить в любую партитуру», — добавляет он.

Без «Кармен-сюиты», как и без «Анны Карениной», «Дамы с собачкой» и «Чайки», история мирового балета была бы неполной. И Плисецкая пишет в своих мемуарах, что без музыки Щедрина она не стала бы тем, кем стала. Они женаты 49 лет, но по-прежнему восхищают окружающих своим трепетным отношением друг к другу.На балетных гала, где появляется Плисецкая, все тайком поглядывают на Щедрина, который сидит в партере и восхищается женой, а на премьерах щедринских опусов, как только смолкнет последний аккорд, зал оборачивается и ждет, когда Плисецкая поприветствует мужа, высоко подняв руку — этот жест стал столь же узнаваем, как и поза умирающего лебедя. При этом балерина с юмором пишет, что ее брат часто говаривал Щедрину: «Тебе за Майю надо дать Героя Советского Союза…»

После празднования собственного 75-летия Щедрину не придется долго отдыхать: в следующем году их союзу с Плисецкой будет 50, и, очевидно, золотую свадьбу придется праздновать по всему миру. Сейчас же на заданный вскользь вопрос, на сколько лет он себя ощущает, Щедрин отвечает с присущей ему иронией: «В прошлый юбилей физически чувствовал себя моложе, а сейчас эта цифра — 75 — слишком часто попадается на глаза…»


Досье

1956 - Родион Щедрин написал для Большого театра балет «Конек-Горбунок».
1958 - Женитьба на прима-балерине Большого театра Майе Плисецкой.
1961 - Оперный дебют «Не только любовь».
1964 - Получил образование в Государственном хоровом училище в Москве и Московской консерватории, где его педагогами были легендарный пианист Яков Флиэр и композитор Юрий Шапорин.
1964—1969 - Вел класс композиции в Консерватории.
1968 - «Кармен-сюита» по опере Жоржа Бизе написана специально для Майи Плисецкой.
1969 - Становится свободным художником, больше нигде не работает.
1976 - Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств.
1977 - Опера «Мертвые души» (по Гоголю).
1992 - Государственная премия России.
1993 - Премия им. Д. Д. Шостаковича.
1994 - Опера «Лолита» (по Набокову).
2002 - Один из лучших оркестров США — Питсбургский симфонический — избрал его «Композитором года».
2003 - Опера «Очарованный странник» (по Лескову).
2006 - Московская премьера его последнего крупного сочинения — хоровой оперы «Боярыня Морозова».

Первые исполнения его инструментальных сочинений осуществляли такие крупные музыканты, как Сейджи Озава, Лорин Маазель, Мстислав Ростропович, Марисс Янсонс, Максим Венгеров, Олли Мустонен.

10 декабря 2007,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация