Негромкий юбилей
120 лет Мандельштаму, похоже, отмечают только театры.
Непосредственно 15 января (Осип Мандельштам родился в Варшаве 3 января 1891 года по старому стилю) прошло тихо. Но — лучше поздно, чем никогда — на этой неделе Центр Вс. Мейерхольда устраивает мини-фестиваль, посвященный 120-летию поэта. Спектаклей всего два. Первый — монолог «Мандельштама нет» (вт 25 января, 20.00, Черный зал) — по воспоминаниям Надежды Мандельштам исполняет актриса додинского театра (МДТ — Театр Европы, Санкт-Петербург) Галина Филимонова. Автор композиции и режиссер Олег Дмитриев сосредоточился на обвинении тоталитарного государства, планомерно вытравляющего личность из каждого подвластного гражданина. Послушному стаду, в которое мы вновь благополучно превращаемся, нужны не поэты, а только гимнописцы.

Спектакль-реквием Воронежского камерного театра «Мандельштам» (ср 26 января, 19.00, Большой зал) куда больше внимания уделяет самому поэту. Изначально играть его на сцене не предполагали. Просто художественный руководитель камерного — Михаил Бычков — сочинил композицию по стихам и воронежским письмам поэта ко дню открытия памятника Мандельштаму в Воронеже к семидесятилетию со дня его смерти от тифа в пересыльном лагере (27 декабря 1938 года). Но вдруг участники почувствовали живое дыхание будущего спектакля и довели-таки его до премьеры. Семь актеров разного возраста читают ранние, полные сладострастного вкуса к жизни стихи и безнадежные, трагические, затравленные, но порой удивительно нежные письма. На большом экране черно-белый Воронеж мешается с лицами читающих, превращая личную беду мучимого человека в миф о гении и злодействе, о герое и времени, о поэте и власти. В финале «Стихи о неизвестном солдате» звучат как горькое и неотвратимое пророчество.

Поэтические спектакли опять входят в моду, но такого сильного и живого впечатления, как лаконичный и трезвый «Мандельштам» одного из лучших провинциальных театров России, не оставил пока ни один. Не пропустите. Вход свободный.