Москва
Москва
Петербург

"Я сделал убийство ярким"

Выходит «Параноид Парк» — фильм Гаса Ван Сента о подростках-скейтерах. Режиссер рассказал Time Out о немотивированном бешенстве.

Режиссер Гас Ван Сент прославился после выхода фильма «Мой личный штат Айдахо» (1991).В 1997 году его картина «Умница Уилл Хантинг» была номинирована на «Оскар» и собрала огромную для независимого режиссера кассу — 200 млн долл. После этого Ван Сент, получивший возможность снять все что угодно, сделал ремейк «Психоза» Хичкока, драму «Слон» по мотивам трагедии в школе «Колумбина», когда школьник расстрелял одноклассников и учителей, и «Последние дни» — историю самоубийства Курта Кобейна. В 2007 году он снял «Параноид Парк» — о том, как подросток-скейтер случайно убил охранника. В этом проекте Ван Сент отказался от профессиональных актеров, отдав предпочтение настоящим скейтерам.


Правда, что вы искали актеров для «Параноид парка» в интернете?

Мы искали везде. В Портленде развесили объявления — они выглядели как цирковые афиши. Давали анонсы по радио и телевидению. Звали на пробы всех — скейтбордистов, старшеклассников. Мы уже давно это делаем. Два парня, которые так попали в фильм «Слон», стали профессиональными актерами, работают в Голливуде. Мы поместили информацию на MySpace — теперь ведь это то же самое, что в бакалейной лавке объявление повесить.

Как вы сужали круг претендентов?

Откликнулись две тысячи человек. Мы со всеми встретились — это был первый этап. На втором мы просили рассказать о себе, на третьем— прочитать реплики из сценария. Не то чтобы я настаивал на обычных подростках, мы искали и профессионалов— в Нью-Йорке, в Лос-Анджелесе, отобрали человек пятьдесят. Самый опытный из них — Антон Ельчин, ему тогда 17 исполнилось. На последнем этапе мне надо было принять решение — взять его или Гейба Невинса, который никогда в кино не снимался. В итоге я выбрал Невинса, потому что Антон на пробах отлично вжился в роль, а Гейбу не надо было ничего играть — он сам по себе и был таким задумчивым трагическим подростком.

Зачем было делать сцену убийства такой резкой? Мог ли охранник, которого убивает герой Невинса, выжить?

Да, мог. Я намеренно делал эпизод с убийством таким ярким и выпуклым, он драматически повлиял на главного героя.

Почему вы заинтересовались именно скейтбордистами?

Я был скейтбордистом еще до того, как появились скейтборды. Мы сами делали себе доски, довольно примитивные, с керамическими подшипниками. Я быстро потерял интерес— очень были ограниченны возможности для трюков. Даже по фотографиям того времени видно, насколько это было скучное занятие. Все изменилось в 70-е. Мне было 22 года (или чуть больше), когда я начал снимать фильм «Скейтборд». Уже появились свои чемпионы, доски сильно усовершенствовались. Я тогда попробовал прокатиться и был неприятно удивлен тем, что падать очень больно.Для подростка это ерунда, а когда кости становятся твердыми…

Известно, что на вас повлияли битники. Кто еще?

«Веселые проказники», компания Кена Кизи. Кто еще? «Битлз»? (Смеется.) «Битлз», Беккет и Берроуз. Все, что начинается на «Б». Потому что теперь это Бела — Бела Тарр, венгерский режиссер.

10 вещей, которые вы должны знать о Гасе Ван Сенте

Скейтеру Гейбу Невинсу не пришлось вживаться в роль


В контексте вашего фильма «Слон» о подростках, расстрелявших одноклассников, как вы восприняли бойню, которая весной произошла в университете в Вирджинии? Многие обвиняли кинематограф…

Это допустимая теория, но не единственная. Есть еще наркотики. Он употреблял наркотики? Кино может повлиять, да, но это не единственный фактор. Он любили фильм «Олдбой»? В «Слоне» мы пытались показать, как средства массовой информации провоцируют насилие. Что это? Телевидение? Наркотики? Семья? Школа? Компьютерные игры? Интернет? Доступное оружие? Мне не хотелось давать ответов. «Слон» должен был подтолкнуть зрителя к поиску собственных интерпретаций.

Что вы подумали, когда услышали о стрельбе в Вирджинии?

Я подумал: «Черт, мне придется по телевидению комментарии давать». Я видел выступления экспертов — психологов, социологов, — они переливали из пустого в порожнее. Это выглядело не как попытка разобраться в случившемся, а как извращенный способ оплакать погибших. Мне стало грустно. Стрельба в школе была редким, шокирующим происшествием. Но теперь она становится чем-то обыденным.

И все-таки у вас есть какая-то основная версия, почему это происходит?

Возможно, просто вспышка гнева. В американском сленге есть такое выражение — going postal. Когда у человека вдруг случается приступ бешенства. Почтальонам раньше выдавали оружие, чтобы они могли защищать себя, а они вместо этого палили по товарищам и начальникам. Когда ты в течение долгого времени выполняешь рутинную работу, начинаешь сходить с ума. Так было с почтальонами, так происходит с современными школьниками. Им скучно, у них проблемы с одноклассниками — и все это повторяется изо дня в день, накладывается на драму взросления… Когда я учился в колледже, несколько моих друзей покончили с собой или сошли с ума.

Кажется, вы совсем не интересуетесь взрослыми. Все ваши последние фильмы о подростках…

Мне-то интересны взрослые. Но в «Параноид Парке» главный герой ими совсем не интересуется.Родителям он не доверяет, потому что они разводятся. И вообще, он в том возрасте, когда человек противопоставляет себя взрослому миру… На самом деле не все мои последние фильмы были о подростках. Давайте признаем, что герой «Последних дней» был все-таки взрослым.

10 вещей, которые вы должны знать о Гасе Ван Сенте

26 ноября 2007
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация