Шоу есть, а бизнеса нет | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Шоу есть, а бизнеса нет

  12 ноября 2007
13 мин
Шоу есть, а бизнеса нет
Как пробиться молодым отечественным исполнителям.

До перестройки все в музыке СССР было просто, как пять копеек. Искусство было полностью в руках государства, которое занималось финансированием исполнителей, их продвижением и продажей. Ставка артиста составляла от 4,5 до 19 р., а ежегодно на концертно-гастрольную деятельность из бюджета выделялось более 3 млн р. Музыкальная индустрия была инструментом государственной пропаганды, а забористые антисоветские песни вроде «Поезда в огне» Гребенщикова могли быть записаны только во времена перестройки. Тогда «молодежные музыканты» — «Машина времени» и «Автограф» — даже получали возможность изредка выходить в эфир. Впрочем, центральное место в любой музыкальной телепередаче все равно занимали Пугачева и леопардовые лосины Леонтьева. Хотя именно рок-музыканты — «Кино» и «ДДТ» — заложили фундамент для развития шоу-бизнеса современной России.

Ситуация изменилась в 1991 году, когда монополия государства на искусство была утрачена. Казалось бы, разделяй и властвуй: создавай цивилизованный бизнес, приводи талантливых артистов и делай на них деньги. В других отраслях бизнеса так и случилось. Пережили несколько лет раздора и процветающего бандитизма и стали работать по более цивилизованным западным схемам. А шоу-бизнес так перестроиться и не сумел. Дело в том, что здесь люди хотят быть не просто богатыми, но и знаменитыми, а «знаменитость» сама по себе не всегда конвертируется в наличные.

Замусоленная фраза Уорхола о 15 минутах славы сбылась, но с одной оговоркой — эфир есть у того, у кого есть деньги. Возьмем, например, певицу Славу (Настю Сланевскую). Мало кто сейчас уже вспомнит, что конкретно она пела. Хотя в свое время девушка выпустила целых два альбома, а некоторые ее песни были в жесткой ротации на радио. Поняв, что музыкальная карьера складывается не очень хорошо, Сланевская уговорила мужа вложиться в другой проект, так что теперь она актриса, сыгравшая главную роль в фильме «Параграф 78». Таких примеров масса— девочки с круглыми глазами и богатыми спонсорами иногда добиваются определенных успехов на эстраде. Но вернуть деньги, потраченные на производство и раскрутку бренда, им удастся еще не скоро. Например, в певицу Алсу ее отец, бывший вице-президент ЛУКОЙЛа Ралиф Сафин, вложил несколько миллионов долларов. Естественно, на окупаемость таких вложений должен уйти не один год тяжелой работы. Хотя не всем удается даже это. Певица Варвара, в которую вложили не один миллион, так и покинула сцену, ничего особо не добившись. В российском шоу-бизнесе так и получается: есть деньги — есть хороший промоушен, телеэфиры и, как следствие, узнаваемость. Но поставить индустрию на цивилизованные рельсы получается с трудом. Основная цель бизнеса — доходность, однако в реальности получается совершенно иначе. Богатые «папики», финансируя любовниц/жен/детей (нужное подчеркнуть), тратят на проект сотни тысяч долларов, но, даже если он получается суперуспешным, все равно редко окупается.

По словам продюсера Иосифа Пригожина, если проскакивает информация, что за той или иной певичкой стоит богатый спонсор, тут же находится много желающих эти деньги освоить.Так, на съемку клипа режиссер вдруг начинает требовать вдвое больше денег, чем он за такой же ролик спросил бы с менее обеспеченного клиента. На поддержание только бренда в год требуется несколько сотен тысяч долларов, на съемку клипа — еще несколько десятков. Крупные сольные концерты тоже выливаются артистам в кругленькую сумму. А экономическая база у нас в стране для этого довольно слабая. В основном из-за пиратства и низкой платежеспособности слушателей, которые не готовы платить деньги за лицензионную музыку на носителях и концерты. Даже Пугачева уже который год отменяет свои концерты в Сочи из-за того, что не раскупают и половины билетов. Хотя Сочи — относительно платежеспособный город.

Ко всем этим бедам примешалась еще и проблема распространения музыки через интернет. Сайты, на которых можно бесплатно закачать трек или даже целый альбом с минимальными усилиями, известны всем. Но даже если и найдутся благоразумные граждане, готовые перевести нажитые честным трудом webmoney за какой-нибудь платный трек, артисту и его менеджменту от этого будет ни тепло ни холодно — деньги они все равно не отобьют. Так и получается, что шоу-бизнес в наше время — это в большей степени меценатство, чем адекватный рынок.

Хотя некоторым все-таки удается обогнуть эту стратегию продвижения через богатых любовников или родственников. Например, группа «Город 312», в которую изначально было вложено не так много средств, с помощью двух навязчивых хитов «Останусь» и «Вне зоны доступа» сумела ворваться на эстраду. Самым грамотным ходом стало то, что обе песни они привязали к двум популярнейшим фильмам — «Ночной дозор» и «Питер FM».Таким образом «Город 312» и стал звучать из каждого угла.

Хотя, если нет богатых родственников или знакомых кинопродюсеров, готовых взять песню в саундтрек к фильму, существует и третий, не менее действенный способ. Иногда достаточно познакомиться с авторитетами мира шоу-бизнеса. Здесь лидирующую позицию занимает, конечно же,Алла Пугачева. Отчего-то многие считают, что одобрение примадонны — это уже полдороги до народной любви, «сольников» в Кремлевском дворце и толп папарацци. Однако в реальности Алла Борисовна одобряет многих, но в «топе» оказываются единицы. Саша Балакирева, битбоксеры Jukebox,Алена Высотская — все они в свое время заслуживали снисходительной улыбки и ободряющих хлопков по спине самой королевы эстрады. Но где они сейчас? Для того чтобы стать настоящей звездой, нужно пробиться к ней в ближайшее окружение, а еще лучше — в мужья, и тогда уже блистать, как Филипп Киркоров, Сергей Зверев или Максим Галкин. Можно попробовать нырнуть под крылышко и к Эрнсту, дабы получить эфиры на «Первом»— тоже не стопроцентный, но весьма действенный способ. Сколько «фабрикантов», особенно с первых проектов, сейчас гастролируют по стране, собирая аншлаги: Юля Савичева, «Фабрика», «Корни», Дима Колдун…

Российскому шоу-бизнесу нужно пройти еще огромный путь, прежде чем на сцену станут пробиваться действительно талантливые артисты, делающие качественную музыку. Правда, из-за коррумпированности всей системы (а здесь речь не только о шоу-бизнесе) сделать это в ближайшее время не удастся. Все равно будет процветать пиратство, а артисты будут зарабатывать деньги за выступления на корпоративных вечеринках, а не за продажу записей. Диски, похоже, продавать в скором времени можно будет, например, так, как это сделала Земфира: в приложении к чему-нибудь более «важному» вроде глянцевого журнала.

Смогут ли талантливые артисты вытеснить со сцены бездарных певцов? Вполне возможно. «Искусственные» звезды проводят гораздо больше времени в студии и требуют объемной ротации на радио и ТВ. Талантливые музыканты не требуют больших затрат и быстро окупаются (примером тому певица МакSим). К тому же интересная музыка быстро становится популярной в интернете, а именно туда благодаря формату MP3 сейчас переносятся основные продажи. Вряд ли все это изменит законы шоу-бизнеса, но найти своего слушателя многим станет гораздо легче.

Мнения продюсеров

Дмитрий Гройсман
(продюсер групп «Чайф» и «Агата Кристи»)


Российский шоу-бизнес, равно как и рок-н-ролл, живет и умирает вне зависимости от того, кто и что говорит, — эти процессы зависят от экономики страны в целом. Главная проблема лично для меня — это практически полное отсутствие освещенности рок-музыки. Центральные каналы монополизированы попсой, так что молодым талантливым музыкантам добиться популярности бывает очень сложно. Если у поп-артиста на это уходит год, то музыканту, работающему в стиле рок-н-ролл, потребуются все пять. Но, с другой стороны, печальных прогнозов я бы делать не стал. Если спрос есть, ты будешь представлен на том же кабельном телевидении, на канале «А1». К тому же интернет тоже служит мощным инструментом продвижения рок-музыки.

Иосиф Пригожин
(продюсер Валерии)


Проблем в российском шоу-бизнесе много, и главная — отсутствие единоначалия, стратегии развития бизнеса как индустрии. В свое время Зосимов, Крутой и Лисовский пытались создать централизованную систему, но затея провалилась из-за того, что каждый тянул одеяло на себя. Кобзон пытается бороться с фонограммой, но тоже не очень действенно. У нас некоторые артисты гастролируют по стране, рвут горло на сцене по несколько часов за 15—20 тысяч долларов, а какая-нибудь девочка покрутит полчаса задницей, откроет рот под «плюс» и те же деньги положит себе в карман. А ведь в России даже самые популярные артисты зарабатывают только на концертах. Пугачева, продавшая рекордное количество пластинок, на Западе давно бы уже была миллиардершей, но у нас за записи артист ничего не получает.

Александр Кушнир
(генеральный директор агентства «Кушнир Продакшн»)

Первое, что должен сделать артист, — найти себе партнеров. Минимальный набор — три человека. Во-первых, у артиста должен быть директор-хозяйственник, который занимается развозом промоматериалов по клубам, лейблам и устраивает отношения с окружающей средой. Во-вторых, желательно иметь продюсера со свежим взглядом. Чтобы понять, насколько это важно, вспомним альбом Земфиры «Вендетта». Чудовищный порядок песен, плохая обложка — все это стало результатом того, что неплохая, в общем-то, артистка решила поиграть в игру «Сам себе продюсер». У идеального продюсера, на мой взгляд, должны сочетаться креатив Леонида Бурлакова, хорошая работа со звуком Макса Фадеева, хитовость Константина Меладзе и стабильность Дмитрия Гройсмана. И, в-третьих, у артиста должен появиться PR-специалист.

Понятно, что пробиваться выгоднее всего на телевидение. Если у артиста есть готовый клип, его можно ротировать на телеканалах по легальным расценкам — от 400 евро на МУЗ-ТВ до 1200 евро на ТНТ. Кабельные и спутниковые телеканалы иногда ставят понравившийся клип бесплатно. MTV также поддерживает молодых артистов.

Поскандалим?

Скандал для артиста — лучший способ стать популярным. Неважно, что о тебе говорят, главное, чтобы говорили много. Впрочем, не все скандалы действуют во благо.

Скандал имиджевый
Еще до записи первой песни и уж тем более выпуска ее в эфир в недрах продюсерского центра создается миф, который артист должен будет поддерживать и развивать в течение всей последующей карьеры.

Получилось: Иван Шаповалов придумал образ двух несовершеннолетних девочек-лесбиянок. Гомосексуализм и педофилия в одном флаконе оказались интересны не только в России, но и за границей.
Не получилось: Поверить в то, что учеловека могут быть жабры, зрители так и не смогли. Похожий на свисток чайника и мелодии первых мобильных телефонов вопль Витаса быстро надоел, а сам артист уехал покорять Китай.

Скандал семейный
Выносить сор из избы мало кто любит, а уж тем более если дело касается семейных проблем и домашнего насилия. Впрочем, находятся и те, кто умеет даже из самой большой проблемы сделать деньги.

Получилось: Фотографии Жасмин после побоев тиражировали все таблоиды. Певица избавилась от тирана Вячеслава Семендуева, напомнила освоем существовании и буквально набила себе цену.
Не получилось: Расставание Кати Лель с мужем и продюсером Александром Волковым проходило в суде, где у Кати отбирали и псевдоним, и возможность выступать. В итоге петь она не перестала, но нервы потрепала изрядно.

Скандал порнографический
Чем еще можно удивить публику, которая видела даже целующихся на школьном дворе малолетних лесбиянок? Некоторые считают, что только откровенной порнографией.

Получилось: Порнозвезда Елена Беркова превратила свою незавидную профессию впредмет фетиша, начем и умудрилась сделать карьеру. После участия в шоу «Дом-2» фильмы с участием Лены продаются, как горячие пирожки, а сама актриса поет на корпоративных вечеринках.
Не получилось: Первое реалити-шоу «За стеклом» прогремело в 2001 году на всю страну. Роман двух участников Марго и Макса, чей первый секс произошел в прямом эфире, наделал шума, но дальнейшая карьера ребят в шоу-бизнесе не задалась.

Поскандалим?

Скандал искусственный
Чтобы отрабатывать свои зарплаты, пиарщики постоянно заняты придумыванием очередных зрелищ и поводов для обсуждения.

Получилось: Шумиха вокруг порновидео с участием Ксюши Собчак и Тимати, якобы кем-то «слитого» в Сеть, оказалась обычной «уткой». Обе звезды нарочито отказывались комментировать ситуацию, ссылаясь на то, что это «их личное дело». Однако совсем скоро кадры из ролика вставили в совместный клип артистов. На рейтинги песни это повлияло положительно.
Не получилось: Не очень ясно, кто вдруг решил, что солистка группы «Чи-Ли» — трансвестит, однако новость разлетелась моментально. Менеджеры артистки твердят, что идея принадлежала журналистам. Так или иначе, мужиков, переодетых женщинами, в нашей стране не любят, и популярность группы стремительно идет на убыль.

Скандал непроизвольный
Скандалу, как и самому артисту, нужна раскрутка, иначе о нем могут слишком быстро забыть. Иногда реальные события становятся пиаром, если их правильно подать. Негативные скандалы надо уметь вовремя «потушить».

Получилось: Валерия не раз говорила о том, что бывший муж и продюсер Александр Шульгин ее избивал. Однако одних жалостливых статей в газетах и журналах певице показалось мало, и она разродилась целой книгой. Вырезки из газет— это лишь преходящие новости, а мемуары— это навсегда. К тому же они неплохо продаются.
Не получилось: Новость о том, что Филипп Киркоров обматерил журналистку Ирину Ароян, держалась в «топе» скандалов неодну неделю. Он то извинялся, то отстаивал свою правоту, то вовсе грозился уйти со сцены. Однако ничего, кроме запятнанной репутации и постоянных намеков по поводу «розовой кофточки», ему этот инцидент не принес.

Как стать звездой

Родиться богатой

Некоторым не приходится биться головой о стену, чтобы стать популярным. Они просто рождаются в семьях богатых отцов. К сожалению, большинство «папенькиных дочек» сразу сходят с дистанции. Но Алсу не такая: заручившись поддержкой звезд эстрады, она успешно просуществовала на сцене до тех пор, пока не пришло время рожать детей.

Сделать песню для самого кассового фильма сезона

На заре карьеры группа прославилась умением попадать в саундтреки самых кассовых фильмов. Или просто создавать видимость попадания — в «Питере FM» песня «Вне зоны доступа» так ни разу полностью и не прозвучала, но в промороликах фильма ставка была сделана именно на нее.

Заручиться поддержкой авторитета

Юный пародист, ведущий шоу «Кто хочет стать миллионером?», всегда нравился бабушкам и занимал все эфирное время центральных каналов в новогоднюю ночь. Но Галкину этого показалось мало, и он спел дуэтом с Пугачевой. С тех пор эта светская парочка стала предметом обсуждения таблоидов как минимум раз в неделю.

Попасть на «Фабрику звезд»

Юля нервно прыгала по сцене на «Евровидении», взрывала радиоэфиры хитами «Привет» и «Как твои дела», писала песню к сериалу про некрасивую девочку. Единственной ее ошибкой было то, что продюсером она выбрала Макса Фадеева, знаменитого своим непостоянством. Раскрутив Савичеву, он бросил все силы на группу «Серебро».

Добиваться всего самостоятельно

В рок-музыке другие законы, нежели в попсе. Ни один федеральный телеканал сегодня не будет показывать певца тяжелее Киркорова — такова политика. Чтобы стать рок-звездой, придется потрудиться. Володя Шахрин, например, в 1986 году получил первый гонорар и только в 1994-м стал широко популярен.