"Я буду хорошо упаковывать" | Главное | Time Out
Главное

«Я буду хорошо упаковывать»

Константин Мильчин   29 октября 2007
7 мин
«Я буду хорошо упаковывать»
Писатель и виноторговец Сергей Минаев открыл собственное издательство «Литпром» и предложил всем желающим присылать ему свои рукописи.



Планы у автора «Духless» и «Media Sapiens» самые обширные — открыть кучу новых гениев и скупить почти всех крутых авторов у конкурентов.

Книготорговцы во всем мире скорбят: их кормилец Гарри Поттер уходит со сцены. Раньше было просто: в голодный год, когда Джоанн Роулинг не выпускала нового романа, книготорговцы потуже затягивали пояса и ждали. Потом наставал сытый год, когда можно было продать сотни тысяч экземпляров приключений Гарри. Теперь ждать нечего, и издатели с торговцами бросились искать преемника Роулинг: кто станет новым кормильцем? В России другая тенденция: у нас популярные писатели сами становятся издателями. Оксана Робски объявила о создании своего издательства, а Сергей Минаев обещает утереть всем нос проектом «Литпром».

«Издательский бизнес, — объясняет Минаев, — делится на несколько частей. Работа с авторами, редактура, работа с типографиями и дистрибуция. И, как в любой торговле, от дистрибуции очень много чего зависит. Так вот, с авторами я буду работать сам, а генеральным партнером по распространению будет издательство «АСТ».

В российской книжной отрасли все зависит именно от распространения. Два главных монстра книжного бизнеса, «Эксмо» и «АСТ», выпускающие по 600—800 наименований книг в месяц, построили колоссальные империи, где есть все: свои редакции, типографии, гигантские склады, сети магазинов и развалов. Поэтому у них лучшие продажи — нужная книга на всех прилавках России будет стоять в нужном месте. А маленькие издательства могут сколько угодно издавать гениальных авторов — их книги можно найти в ограниченном количестве московских магазинов.

«На создание своей сети дистрибуции я бы потратил несколько лет, и далеко не факт, что у меня бы сразу это получилось. Так что я займусь авторами. У меня будет отношение к писателю как в маленьком издательстве, где его облизывают с ног до головы. Мне повезло, что я попал в “АСТ”, минуя редакторский кордон. А так представим себе, что к редактору, который любит Акунина, приходит Уэльбек. Что он ему скажет? “Мы не будем с вами работать”. Людей, разбирающихся в современной прозе, — единицы. Но от редактуры отказываться, конечно, нельзя. Я не скрываю того, что я человек безграмотный. И поэтому я хорошо знаю, как нужен хороший редактор. Сейчас у нас в штате четыре человека, но их будет больше. Самое главное — большое издательство не способно делать нормальный промоушен своему автору. Когда выстрелил «Духless», конкуренты ничего не нашли лучше, чем повторить схему».

Атака клонов типична для нашей книжной отрасли. Копируют названия, сюжеты, обложки практически всех успешных проектов. У Оксаны Робски скопировали не только название (появился проект «АнтиCasual»), но и фамилию — «Оксана Неробкая». За «Духlessoм» появился «Loveless». К акунинскому Фандорину цепляют книгу с главным героем по фамилии Фандурин, а сосчитать всех российских клонов Гарри Поттера просто невозможно: здесь и Таня Гроттер, и чудо-мальчик Денис Котик, как две капли воды похожий на английского волшебника; была даже книга под названием «Мальчик Гарри и его собака Поттер». Все это происходит как от неприхотливости потребителей, так и от недостатка идей у издателей.

Минаев обещает тщательно относиться к каждому из своих проектов и не выпускать больше двух-трех авторов в месяц.

Я буду уделять много внимания промоушену. Сейчас книжный бизнес наиболее отсталый по части мерчандайзинга. Эндрю Нюрнберг, один из лучших в мире литературных агентов, задал мне вопрос: “Зачем выпускать 500—600 наименований в месяц и зарабатывать Х денег, если можно выпускать 5 наименований и зарабатывать гораздо больше?” Это логика любого бизнеса. Главное — сконцентрироваться на этих 5—10 наименованиях. В рамках одного издательства невозможно работать с Фрэнсисом Фукуямой и “Гламурной кухней” от Оксаны Робски. И я никогда не буду работать с “Гламурной кухней”, а вот с Фукуямой работать буду. Для меня издательский бизнес имеет две составляющие: с одной стороны, я бизнесмен и люблю зарабатывать. С другой стороны, мне интересно. И, когда я вижу, что новая книга Брета Истона Эллиса “Луна-парк” выходит тиражом 6,5 тысячи экземпляров, я считаю, что это пощечина автору. Или, скажем, возьмем издательство “Ад Маргинем”. Я очень уважаю этих ребят, у меня есть абсолютно все книги, которые они издавали. Но их авторы могли бы быть раскручены лучше».



В российской книжной истории есть примеры, когда на пришедшие из другого бизнеса деньги создавалось успешное издательство. Несколько лет назад рынок был буквально взорван проектом «Менеджер мафии». На раскрутку серии бизнес-учебников были потрачены огромные деньги, и комбинация «качественный текст плюс качественный мерчандайзинг плюс дотошная работа с журналистами» принесла книгам издательства Et сetera publishing первые места в списках бестселлеров. Полтора года книги Et cetera publishing стояли на самых лучших местах в книжных магазинах. Полтора года курьеры издательства бегали по редакциям газет и журналов, разнося редакторам книги и промопродукцию. В какой-то момент Et cetera publishing закрылось так же неожиданно, как и появилось. Судя по всему, создателям и инвесторам надоело поддерживать этот проект.

Если все пойдет по схеме, которую я запланировал, то мы инвестируем в проект порядка 700 тысяч долларов до февраля. Первым делом должны выйти томик стихов поэта Орлуши и сборник рассказов авторов сайта “Литпром” — там, кстати, будет рассказ Багирова, автора “Гастарбайтера”. Плюс у меня есть еще четыре молодых автора из интернета, которых я планирую выпустить до декабря. Хотелось бы, чтобы мне передали выходящую в “АСТ” серию “Альтернатива” и книги недавно купленного издательства “Ультра.Культура”. Это моя литература, я ее знаю и люблю. Еще я хочу купить пяток российских авторов, которые могли бы быть больше востребованы. Например, Владимира Сорокина, Михаила Елизарова и Дениса Сухочева. Предел мечтаний — Виктор Пелевин, Мишель Уэльбек, Брет Истон Эллис и Кристиан Крахт. Это авторы, которые мне нравятся. Вообще в этом бизнесе для меня не может быть никаких других критериев, кроме “мнения Сергея Минаева”. Тем более что я почти никогда не проигрывал. Получить этих авторов будет сложно. В алкогольном бизнесе я забираю бренды через три-четыре месяца плотных переговоров. В книжном бизнесе так не получится. Здесь есть множество факторов, включая пресловутую духовную составляющую. А, скажем, авторов Рыкова, которых он печатает у себя в “Популярной литературе”, я просто не могу брать, это вопрос дружбы. Я планирую выпускать широкий спектр книг: от корпоративной прозы до non-fiction. Я тоже буду хорошо упаковывать, но не буду, конечно, так безумно вкладываться в рекламу, как Рыков».



Политпиарщик Константин Рыков, помогший в свое время раскрутить бренд «Сергей Минаев», пришел на книжный рынок этим летом и выпустил уже три книги: «Гастарбайтера» Эдуарда Багирова, «Метро 2033» Дмитрия Глуховского и «Нефть» Марины Юденич, продающиеся стотысячными тиражами. Рыков дружит с сетями распространения и берется за заранее выигрышные проекты: востребованные темы нелегальной миграции и фашизма (Багиров) и проверенные, но не имевшие достаточной рекламы авторы — Юденич и Глуховский. Минаев же планирует открывать новых гениев.

«Я со всеми авторами буду подписывать одинаковый контракт. И буду давать 15% отчислений с проданных книг. От тиража к тиражу роялти будут увеличиваться. Аванс в каждом случае будет разный. С Орлушей — один разговор, с неизвестным автором из Новосибирска — другой».

Кстати, «штука баксов» как стандартный гонорар за книгу — это большое достижение буквально последних лет. Еще лет шесть назад сама Дарья Донцова, по слухам, жаловалась на низкие гонорары. Теперь не жалуется. По оценке Натальи Смирновой, совладелицы литературного агентства «Гумен и Смирнова», гонорары растут даже в низшем сегменте рынка: «Если раньше мы говорили о верхнем пороге в 500—1000 долларов за книгу, то теперь за сочинение неизвестного дебютанта платят от 1000 долларов».

«Кстати, если кто не в курсе, то первоначальный гонорар за “Духless” был 26 тысяч рублей. Я думаю, что с молодыми авторами я останусь в этих рамках, чтобы просто не рушить рынок».

Вроде бы все должно получиться. Но именно из-за того, что и бренд раскручен, и есть «АСТ» — мощный партнер, проект «Литпром» может превратиться в серию «Сергей Минаев рекомендует», вроде коллекции книжек «Лекарство от скуки», которую составляет Борис Акунин. Минаеву такой вариант не нравится, но он не может дать гарантии, что такого не случится.