Интервью: Александр Шапиро | Главное | Time Out
Главное

Интервью: Александр Шапиро

  24 октября 2005
2 мин
Интервью: Александр Шапиро
Александр Шапиро — украинский клипмейкер, автор нескольких короткометражек и двух больших фильмов.

Первую полнометражную картину начал снимать в 2001 году, но проект закрыли по причине «сумасшествия продюсера». В автобиографии Шапиро значатся такие интригующие вехи, как «учеба в мореходном училище рыбной промышленности по специальности “оператор холодильных установок”», «параллельный курс психопрактик» и «обучение в Ленинградском ешиботе (иудейская религиозная школа. — Прим. Time Out) по настоятельному требованию родственников со стороны матери». Шапиро образован, лукав, брутален и склонен к барочной витиеватости как в речи, так и в кино.

Вы сами узнали что-нибудь новое о Киеве во время съемок «Путеводителя»?

Это не новое, это было изучение и углубление моего собственного чувства города. Я, скорее, узнавал узнавание. Смотрел массу хроникального материала, и город для меня раскрывался. Киев по своей сути — это такая преамбула к чуду, героиновый субстрат.

Говоря о нелегальных субстратах — ваш первый фильм «Цикута» до сих пор запрещен к показу на Украине как якобы пропагандирующий наркотики?

Сейчас его собираются реабилитировать и разрешить публичные показы, его хочет купить телевидение. Все запреты стали очевидно бессмысленными в силу того, что вокруг «Цикуты» уже сложился миф. Фильм все эти четыре года был актуален, иего продолжают смотреть. Он остается для меня любимым. Я не представляю, как мог бы сейчас снять фильм с бюджетом 15 тысяч долларов на кинопленке. Хотя в тот момент не испытывал никаких проблем.

Вы можете назвать режиссеров, на фильмах которых учились?

Я не учился ни у кого, но всегда восторженно относился к некоторым людям. К Фассбиндеру в первую очередь. Впрочем, это скорее личные симпатии, нежели профессиональное уважение. Дляменя важен автор — человек, который делает кино, испытывает сложности. В фильме должна всегда прочитываться судьба. То есть для меня история кино — это такие люди, как Вернер Херцог, Вуди Аллен, которые сумели создать свою реальность, альтернативную тому, что называется «жизнь».

Вы не оставляете занятий философией?

Кроме философских текстов ничего не читаю. Жиля Делеза очень люблю. Его книгу «Кино» просто проглотил. Вообще кино — это наиболее философский вид искусства. Я потому и занят кино, что оно выражает предельно сложный синтез идей и чувств — так же, как и философия.