Москва
Москва
Петербург
Цех

Цех

Клерки, геи и черные подростки в сочинениях шести французских авторов на фестивале театров танца. Москва впервые увидит эту программу, которая понравится и интеллектуалам, и искателям развлечений.

Фестиваль «Цех», что каждый год в декабре предъявляет столице сочинения российских провинциальных театров танца, на этот раз слегка отодвинул в сторону своих любимцев: им будет отдана лишь вторая неделя феста. Первая же целиком заполнена гостями из Парижа и окрестностей — мы увидим сочинения шести французских авторов. Ни один из них в Москве еще не появлялся (до того фест прошел в Питере, далее двинется в Екатеринбург и Кострому), каждый принадлежит к совсем свеженькому поколению контемпорари — тому, что, как водится, грозится смести со сцены и из памяти зрителей творения предшественников. Эта фестивальная неделя даст нам возможность оценить их шансы на успех.

Прежде всего — они, конечно, очень разные. Музыку любят разную (от Стравинского до скрипа и позвякивания). Истории рассказывают совсем несхожие. Объединяет всех, пожалуй, лишь отсутствие интереса к «социалке» — люди разбираются с собой и с партнерами, никаких митингов и мировых проблем. То есть вот даже если моноспектакль называется «Желтая звезда» и танцовщица в нем хватается за рукав (где должны были носить опознавательный знак евреи во время фашистской оккупации) — все равно кажется, что героиня сражается больше сама с собой, чем с предлагаемыми обстоятельствами. С вязкостью ног, с неуверенностью баланса, с резкостью жеста — при этом картинка тем более впечатляюща, что у самой-то танцовщицы нет никаких технических проблем.

И второй монолог в этой сочиненной Тома Лебреном дилогии, «Gwiazda» («Звезда» на польском), что, как утверждает либретто, говорит о прощании с любимым человеком (на звезды улетают души умерших) — вздрагивающая девушка, тоже разбирающаяся со своими конечностями и с чувством равновесия, — также заставляет просто любоваться качеством движения, не вникая в предписанный сюжет. Жером Бель, сочинивший спектакль-портрет для танцовщика Седрика Андрие (одноактовка так и названа именем исполнителя), безусловно, понравится тем, кто любит Евгения Гришковца: тот же метод, примененный к танцу. На сцену выходит актер в спортивных штанах и рыжей майке и начинает разговаривать. О себе, о танце, о чем в голову взбредет. Показывает движения балетного класса (не особо утруждая себя), пару поворотов, несколько связок. Но более всего — именно треплется, иногда остроумно, иногда занудно. Рефлексия жанра, доведенная до крайности и выраженная в словах, — определенно на любителя. Хедлайнер фестиваля — безусловно, Эммануэль Гат. В основе словаря «Весны священной» — сальса, и все вроде бы так легко: два парня, три девушки, партнерши переходят из рук в руки, никаких проблем. (Если танцовщице не досталось партнера для объятий, она танцует так, будто он есть). Но микропаузы, секундные острые взгляды, нарастающее в музыке и на сцене напряжение — тут тоже все закончится эффектно и плохо, нет сомнений. В комплекте в тот же вечер (словно в противовес воинственной «Весне») — тихий дуэт «Зимний путь»: кайф скольжения рядом, понимание с полувзгляда, с четвертьжеста. На одноактовку Пьера Ригаля «Пресс» не стоит выбираться людям, страдающим хотя бы легкой формой клаустрофобии. Это история офисного клерка в сжимающемся (буквально) пространстве: вот потолок был высок, а вот уже совсем над головой, дальше уже надо пригибаться — и в финале фиг встанешь, уже только ползаешь. Танцовщик, сделанный, кажется, не из костей и мышц, а из сверхпластичной резины, смешивает мечты персонажа и реальность — то идет, балансируя, будто по крыше дома, то поворачивается неуклюже, будто в скафандре на морском дне. Но мечты мечтами — а потолок-то все спускается… Жуткая вещичка и восхитительная — можно поспорить, что к финалу зрители будут с опаской поглядывать вверх.

Мириам Гурфинк занимается чистыми экспериментами с техникой — в ее монологе «Ворон» танцовщица в течение получаса очень медленно меняет положение тела в пространстве (что может заинтересовать профессионалов, на обычных зрителей же скорее наведет тоску). А Браим Бушелагем, наоборот, занимается не эзотерикой танца, а его обыденными, уличными корнями: его выросший из хип-хопа «Зарбат» возник из соло черных подростков, соревнующихся, кто круче в их районе. То есть французская программа «Цеха» действительно представляет продукцию на любой вкус — что-нибудь найти для себя могут и философы, и простодушные искатели развлечений.

Вт 30 ноября – вс 5 декабря, Актовый зал, ТЦ «На Страстном», Центр им. Мейерхольда.

26 ноября 2010,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация