Москва
Москва
Петербург
Постоянный перформанс. Интервью с Сергеем Борисовым

Постоянный перформанс. Интервью с Сергеем Борисовым

В Манеже открывается ретроспективная выставка Сергея Борисова. Самый известный фотограф 80-х покажет героев перестроечных лет. Корреспондент Time Out встретился с Борисовым в легендарной мастерской на Знаменке, где в 1980-90-х тусовалась вся богема двух столиц.

В конце 1970-х авторская фотостудия Сергея Борисова стала одним из центров московской неофициальной художественной жизни; уже в 1980—81-м он представил несколько выставок «Портреты художников» в выставочном зале на Малой Грузинской. На рубеже 80-90-х Борисов фотографировал рок-певцов и андерграундных художников. Сейчас студия на Знаменке не сильно изменилась, хотя Виктора Цоя и Тимура Новикова здесь уже не встретишь.


В перестройку вы были не только фотографом, но и системообразующим элементом.

В то время у меня было чуть ли не единственное в центре Москвы свободное пространство, где можно было собираться, тут все и клубились. А я снимал попутно. Еще была бешеная востребованность — буквально очередь из западных журналов стояла. Все тогда хотели знать, что здесь происходит: Горбачева они покупали в АПН, а все остальное — у меня. А поскольку я был женат на дочери бельгийского дипломата, то и аппаратуру мог покупать, и боялся меньше, чем другие.

Главное — все остались живы.

Ну да, никто никого не убил, не отравился — никаких передозов, только иногда заливало. Глядя на фотографии, думают, что они постановочные, — а тогда такая жизнь была, постоянный перформанс.

Ну не только ведь клубились, многие еще и работали.

Конечно — «Чемпионы мира», Сергей Ануфриев, питерские (Тимур Новиков, Влад Мамышев-Монро, Сергей Бугаев-Африка и прочие).

Работы оставляли вам?

Нет, не очень-то оставляли, гады. Вот ленинградцы, они честно — не оставляли, конечно, но продавали практически даром. Они тогда были очень бедные — я мог за сто рублей купить шедевр того же Новикова, а для него это были большие деньги. У меня огромная коллекция скопилась, когда угар в 1990-х схлынул, у меня в мастерской пройти было трудно. Думал, что здесь, наверное, работ 250 наберется, потом подсчитали — оказалось 450 только картин, не считая графики. Понимаете, я привык жить на широкую ногу с 19 лет, и меня 90-е немножко подкосили — многое распродал.

Но ведь есть известные снимки, которые сделаны не в мастерской.

Одна из самых знаменитых моих фотографий — где художник Гия Абрамишвили летит на фоне гостиницы «Украина» — была сделана во время прогулки по набережным. Мне Гия сам предложил: «Хочешь, я попрыгаю?». А фон выбирал и композицию строил, конечно, я.

Как вы вообще попали в эту историю с андерграундом?

В середине 1980-х я в основном занимался рекламой, был практически первым номером в этом бизнесе. Однажды пришли ко мне люди из газеты «Ле Монд», сказали: «Вот вы ансамбли снимаете, хотим, чтобы вы “Машину времени” пофотографировали». А я говорю: «Да вы что, какая “Машина” — эту музыку в ресторанах играют, вот есть “Аквариум” и другие группы». Они заинтересовались, я в Питер позвонил знакомому, чтобы он мне «Аквариум» устроил, он говорит: «Знаешь, Гребенщиков живет без телефона, могу положить записочку в ящичек, а уж там как получится…». И вот я еду, поднимаюсь по лестнице — днем это было, но вижу будто «чай на полночной кухне»: Гребенщикова — я его по описанию знал, смурного парня и блондина с челкой — это были Курехин и Африка.

Но теперь вы этих людей уже не фотографируете?

А кого снимать — Тимур Новиков умер. Сейчас все так изменилось и в жизни, и в искусстве, художники постарели… А другие — во-первых, они не такие забавные стали, начали попсоваться, ну они мне сейчас неинтересны. Ну кроме Гребенщикова, он, пожалуй, единственный остался. Во-вторых, я должен передавать дух времени…

А где потом был дух времени? Выставка же 80-ми не ограничится.

В 1990-х это были бандиты, но я от них старался держаться подальше. А сейчас я больше снимаю пейзажи, простых людей. В 1990-х много девушек снимал — манекенщиц, андерграундных модельеров, художниц, хотел сделать выставку в Цюрихе. Но пока я готовил ее, кураторы сказали: «А ты знаешь, что такое теперь русская красавица? У нас это значит проститутка».

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация