Утверждение трэша. Интервью с Ириной Петровской
Принес ли прошедший год какие-то новые идеи и форматы нашему телевидению?
Главный итог — утверждение трэша на НТВ. Это направление шоковой терапии оказалось востребованным и абсолютно переменило аудиторию канала, куда еще недавно по привычке смотрели интеллигентные люди. Новую аудиторию НТВ называют «мужской», «брутальной», «средним классом после тридцати…„ Я была лучшего мнения о среднем классе. Впрочем, отсюда вообще вытекает главный закон телевидения: чем больше аудитория, тем ниже качество продукции.
Неужели все так плохо?
Почему же? Второй итог телесезона — грандиозные по масштабности, зрелищности и капиталовложениям шоу Первого. Никогда ни один канал в таком количестве ничего подобного не предъявлял.
А сериалы, документальное кино?
Сериалы в этом сезоне были на редкость неудачными, а документалистика… Я называю это документальной желтухой, которая идет по всем каналам: дети, жены, животные, любовницы. “Последние 24 часа из жизни…„ эдакая “смерть замечательных людей». Авторы выискивают мистику во всем, даже если человек умер в постели в возрасте 80 лет.
Почему окончательно ушел с ТВ документально-художественный жанр, предлагающий свой взгляд на прошедшие события, как «Намедни»?
Продолжение этого жанра есть, только оно грубее и дешевле. В этой манере работает Глеб Пьяных, который довел все до абсурда. Антон Хреков с «Героем дня», «Профессия — репортер» получше. Стилистика осталась, вопрос в героях, в глубине разработки и так далее.
Что делать с убийственным аргументом «рейтинг», которым все оправдывается?
Высокого рейтинга в этом сезоне не было ни у кого, что говорит о том, что зритель уходит от телеэкрана. Самый высокий — у «Чистосердечного признания», где показывают каннибалов и женщин с кактусами в животе.
Что сегодня можно сказать о личностях на ТВ?
Некоторые видоизменяются. Меня разочаровал Владимир Познер, к которому я отношусь с огромным уважением. Долгое время я воспринимала его как некий духовный маяк. Но сейчас он делает не просто беззубые, но зачастую бессмысленные программы. Можно как угодно оправдывать для себя то, что ты говоришь не о главном, а о глубоко периферийном, но если ты человек такого масштаба — лучше уйти, сохранив достоинство, чем размениваться.
И никого со знаком плюс?
Николай Сванидзе в своих «Исторических хрониках» говорит о том, что важно зрителю услышать именно сегодня. Исторический материал, особенно середины ХХ века, создает множество аллюзий к нашему времени.
А если говорить об информационном вещании?
Произошла полная зачистка поля, на котором были возможны общественно-политические дискуссии. Информация превратилась в официоз, за исключением «Новостей» на «РЕН ТВ» и «Недели» с Марианной Максимовской там же. Они достаточно полно освещают события. Показывают и «марши несогласных», и то, что происходит на Украине. Появились и истинные «путиноиды», например Леонтьев, который страстно любит Путина. Он искренне, не цинично оправдывает все интересами укрепления государства. Патриотическая державная риторика очень действует на аудиторию.