Москва
Москва
Петербург

Девочки и Солондз

Последний фильм американца Тодда Солондза «Перевертыши» посвящен подростковым проблемам. А главную женскую роль — 12-летней девочки — играют восемь человек, включая 8-летнего мальчика и 43-летнюю женщину.

Застенчивый Тодд Солондз все глубже вжимается в кресло. Он дает интервью на сцене главного лондонского кинозала National Film Theatre. Солондз сидит спиной к экрану, на котором показывают отрывок из его фильма «Сказочник» (2001). Режиссер ежится и прикрывает лицо руками, пока беспокойная публика пялится на экран. Там черный актер Роберт Уиздом, играющий похотливого профессора литературы, занимается сексом с покладистой белой студенткой, приказывая ей: «Скажи: “Трахни меня, ниггер!”».

Экран гаснет, зажигается свет, и Солондз смущенно улыбается залу. Казалось бы, 45-летний режиссер уже должен был привыкнуть к подобным ситуациям. Его картина «Добро пожаловать в кукольный дом», получившая в1996 году приз на кинофестивале Сандэнс, положила начало целой серии фильмов, вкоторых неприличные— иногда практически запрещенные — сюжеты подаются под соусом горькой иронии. В «Счастье» (1998) Солондз смог вызвать улыбку зрительного зала на истории об отце, совращающем приятеля своего маленького сына. Одна из сюжетных линий «Сказочника» рассказывала о документалисте-любителе, который снимает фильм о семье из пригорода, безуспешно пытаясь прославиться за их счет. И вот теперь «Перевертыши», последний фильм Тодда Солондза, выносит на обсуждение темы подросткового секса и абортов.

«Я всегда говорю, что мои фильмы не для всех, особенно не для тех, кому они нравятся, — шутит Солондз. — Меня порой немного смущает хохот, раздающийся в зале. Смеяться над моими персонажами — большая ошибка».

Фильм «Перевертыши» рассказывает о 12-летней девочке по имени Авива, живущей в семье из Нью-Джерси, придерживающейся свободных взглядов. Когда Авива «залетает», мать убеждает ее прервать беременность. По окончании процедуры, проходящей под крики противников абортов за окном клиники, Авива убегает из дома, а в конце насыщенного событиями фильма ее удочеряет группа энергичных евангелистов под предводительством женщины по имени Мама Саншайн, с лица которой не сходит идиотская улыбка.

Эта экстремальная история одновременно показывает зрителю Америку свободомыслящую и консервативную. Сам Солондз позаботился о том, чтобы не встать ни на чью сторону: он так же легко играет с политическими идеями, как смешивает комедию с трагедией. В самом деле, недавно он заявил, что признает определенный «героизм» в поступках противников абортов.

Находите, что все это довольно трудно переварить? Но Солондз использует и еще более странные трюки: на роль Авивы он берет семь актрис и одного мальчика. На протяжении фильма исполнители просто передают друг другу эстафетную палочку. Конечно, это странный прием, но он работает. Настолько, что, когда подростка Авиву начинает играть Дженнифер Джейсон Ли (которой 43 года), мы едва это замечаем. Кроме того, в фильме мы видим двух чернокожих Авив, одну латиноамериканку, маленькую Авиву, большую Авиву, Авиву рыжую и Авиву-мальчика.

«Перевертыши» только что вышли в прокат Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, и вскоре картина доберется до консервативного Среднего Запада. Солондз доволен, что фильм сможет посмотреть широкая аудитория, а не только всезнающие киноманы из мегаполисов. «До этого мира сложно добраться. Это почти параллельная вселенная. Как известно, консервативные христиане не посещают кинофестивали». «Перевертыши» настолько же провокационная лента, как и ранние фильмы Солондза. Учитывая накал страстей в дебатах о допустимости абортов в современной Америке, это также его самая злободневная и рискованная картина. Но в то же время Тодд Солондз — защитник неудачников, тех, чьи жизни были превращены в ад эгоистическими требованиями или предрассудками других людей. Сейчас он поглощен делом Терри Скьяво, впавшей в кому жительницы Флориды, чьи родители оспаривали в суде намерения ее мужа отключить питательный аппарат. Этот сюжет как будто создан для Солондза. «В прямом эфире по телевизору показывали шоу такого масштаба нелепости, который способен себе представить не каждый писатель, — говорит он. — Подумайте, каким кошмаром показался бы весь этот процесс женщине, для которой так много значила ее внешность. Эти постоянные крупные планы, безжалостно показывающие ее беспомощность на весь мир… А еще недавно я прочел в газете историю о девочке, которая не хотела есть и которой по просьбе родителей президент Джордж Буш написал в письме: “Ты должна есть!” Ужасно, что эти сюжеты дает нам реальная жизнь, но в то же время они такой богатый материал для писателя, режиссера, вообще для художника».

10 октября 2005
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация