Интервью: Алексей Балабанов | Главное | Time Out
Главное

Интервью: Алексей Балабанов

  18 июня 2007
3 мин
Интервью: Алексей Балабанов
Один из лучших современных русских режиссеров интервью почти не дает, считая, что его фильмы говорят сами за себя. Но для Time Out и «Груза 200» сделал исключение.

После «Жмурок» вы говорили, что больше не будете снимать «маргинальное» кино и молодежи оно не интересно. И что? «Груз 200» ведь довольно жесткая вещь…

Судя по предварительным показам, он пользуется успехом как раз у молодежи. И им нравится даже не то, что я закладывал в картину — СССР, 1984-й год,- а сам фильм нравится, именно как кино. Так что фильм получился, мне за него не стыдно. Я никогда не хвастаюсь, но это, может быть, лучший мой фильм.

А почему он вышел именно сейчас? Это же не новый проект?

Да, сюжет у меня появился еще лет десять назад. Сейчас он просто дозрел, что называется. Все это время я говорил о нем с продюсером Сергеем Сельяновым, ну и «выбил» в итоге. Пришло время, получается.

Не боитесь, что широкая публика столь агрессивный фильм не примет?

Пока я слышал только положительные отзывы. А в том, что фильм будет скандальным, сомнений нет.

То есть изначально ставилась цель не оставить, грубо говоря, равнодушных?

Конечно. Это же очень спорная с точки зрения нравственности картина. Равнодушных не будет точно. Но это позитивная работа. Мне тут даже сказали, что фильм — в каком-то смысле духовный подвиг. Я, конечно, не готов к этому, но бывает, видите, и такое восприятие.

А к тому, что на фильм повесят ярлык «жесть» или «чернуха», что его посыл может быть не понят, вы готовы?

Не знаю, посыла-то и нет никакого. Кино бывает интересное и неинтересное, хорошее и плохое. «Груз» — кино интересное. С какими чувствами люди выйдут после просмотра, конечно, неизвестно, но с сеанса никто не уйдет точно. Фильм напряженный, в хорошем смысле слова, — не за счет дешевого экшена, а благодаря каким-то нестандартным ходам. Не буду раскрывать детали — но шокирующих зрителя поворотов там хватает.

Не только зрителя — вот Евгений Миронов и Сергей Маковецкий отказались сниматься из-за жесткости сценария…

Да, испугались, не поверили. Снялся Алексей Полуян в главной роли, и очень удачно, на мой взгляд.

Хорошо, когда искусство шокирует?

Это даже не столько искусство получилось, сколько сопереживание. Реальность на экране.

Фильм же и основан на реальных событиях?

Да, это все на самом деле было. А очень многие детали я почерпнул из личного опыта. 1984-й год для меня лично был временем расцвета. Я был молодым, только из армии пришел. Но именно тогда я и мое поколение в целом почувствовали, что все скоро рухнет. Вот этот момент я и хотел передать на экране — момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот, как главный герой, этот милиционер. Получилось жестко, но и время было таким.

Параллелей с сегодняшним днем не находите?

Да нет. Сейчас люди все же лучше живут, экономика развивается… Тогда был застой, сейчас идет какой-то прогресс. Я помню, как в то время много ездил по стране ассистентом режиссера, объездил всю Сибирь и Дальний Восток — и повсюду в магазинах были только хлеб и спирт. Консервы иногда подвозили, правда. А так люди рыбу ловили, этим и жили.

Ну, Череповец, например, где «Груз» снят, не сильно изменился. Пейзажи те же, да и гнетущие чувства в провинции над всем довлеют — и тогда, и сейчас.

Может, просто город такой. Город-завод. Хотя и красивый, живописный. С точки зрения кино, конечно.

«Груз» будет коммерчески успешным, прибыльным фильмом?

Безусловно. Это взрывная картина. Ее и пересматривать будут — как «Брата».