Это наша живопись, сынок | Арт | Time Out

Это наша живопись, сынок

  18 июня 2007
2 мин
Это наша живопись, сынок
Чтобы узнать, что представляет собой искусство нашей страны прошлого века, сходите в новые залы Третьяковской галереи на Крымском Валу. Для этого нужно быть сильным, психически уравновешенным и политически подкованным.

Третьяковка открывает новую экспозицию искусства ХХ века уже давно — первый вариант был показан еще в конце 1998 года. После этого девять лет она дополнялась, открывалась и закрывалась и только сейчас окончательно доступна для публики.

Огромные гулкие залы разбиты на уютные отсеки, есть (правда, далеко не везде) довольно пространные пояснения к экспонатам и так называемые информационные зоны с фото- и видеоматериалами. Однако от этого ясности не прибавилось.

В.Ефанов. «Незабываемая встреча», 1936-1937

Главная проблема в том, что музейные кураторы решили учесть вкусы всех любителей искусства. Поклонники соцреализма могут полюбоваться изображением тов. Сталина и тов. Ворошилова на кремлевской стене (Александр Герасимов, «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов на прогулке„, в народе известные как “Два вождя после дождя»). Лица,имеющие склонность к авангардизму, эти сюжеты пробегут и сразу бросятся в залы, где показывают нонконформистов. Придется разбираться самим и бороться с депрессией, которую эта экспозиция наводит. Непонятно, почему висящая на самом видном месте картина «Весна» Аркадия Пластова с голой тетенькой, выскочившей из бани, в свое время воспринималась как символ оттепели. Или почему милый и домашний абстракционизм вызывал такую ярость у властей предержащих.

А. Пластов. «Весна», 1954

Тем, кто боится стрессов, следует ограничиться залами авангарда начала века. Там можно испытать патриотическое чувство гордости за родное искусство. И там вещи, которые казались непонятными, становятся простыми и ясными. Даже «Черный квадрат» повешен так, что сразу становится ясно, зачем Малевич его написал. Для того чтобы до него добраться, нужно пройти по залам, заполненным работами Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Ильи Машкова, Петра Кончаловского и других замечательных русских авангардистов. Они довели свою живопись до такой предельной насыщенности, что Малевич решил все это веселое безобразие прекратить. После этого следует пройти несколько залов, чтобы полюбоваться «Вратарем» Александра Дейнеки, — и быстро бежать к концу выставки, где показан специально изготовленный для Третьяковки колоссальный полиптих неутомимых Владимира Дубосарского и Александра Виноградова «Времена года русской живописи». Перед этим остроумным коллажем из того, мимо чего пролетел в предыдущих залах, нарастающая депрессия пройдет сама собой.