Лебеди без озера | Театр | Time Out

Лебеди без озера

Анна Гордеева   30 августа 2010
3 мин
Лебеди без озера
Полину Семионову теперь можно увидеть на DVD.

Две недели до открытия большого сезона, кто-то из театров еще лежит на дальнем пляже, кто-то репетирует — но смотреть в городе нечего. Спасением становятся DVD — точнее, становится, потому что летом вышел один только диск. Зато какой! — Bel Air Classiques выпустила «Лебединое озеро» с Полиной Семионовой. Балерина, сразу после окончания московской школы пренебрегшая престижным приглашением в Мариинку и отправившаяся в Берлин, нынче безусловно входит в первую десятку мира. Партию Одетты-Одиллии она танцевала, естественно, не один десяток раз. В том числе — на гастролях в Москве, когда завистливое шипение кордебалета чуть не перекрывало музыку. Но записали ее — в Цюрихе, где она участвовала в премьере версии, сотворенной местным худруком Хайнцем Шперли. Шперли славно удаются небольшие бессюжетные сочинения; его словарь — неоклассика, с явным влиянием Баланчина. Но ни один уважающий себя балетный театр не может существовать без «Лебединого» — вот начальство и попросило Шперли порадовать балетоманов. Он просьбу уважил.


Но влияние неоклассики заметно в этом спектакле — и прежде всего в сценографии, которой занимался сам Шперли. Минималистичное оформление — никаких прописанных замков и озер, лишь геометрические выгородки, то синие (на озере), то бордовые (в сцене во дворце). Лебедям белые пачки сохранены, а вот нептичьи персонажи одеты простенько — на девушках туники почти баланчинские. Впрочем, не только основатель New York City Ballet повлиял на это сочинение: Шперли так много танцев дописал для принца, столько сочинил ему душевных мук, что любой балетоман тут же вспомнит «Лебединое озеро» Джона Ноймайера. Но все это, в общем-то, большого значения не имеет. Главное — записана Полина Семионова. Ее грустная Одетта — белый лебедь, будто живущий по принципу «долг превыше всего». Ее хищная, веселая, развлекающаяся Одиллия — азартный черный лебедь. А Станислав Ермаков (выпускник таллинской школы, давно обитающий в Цюрихе) ведет себя как образцовый танцовщик XIX века: аккуратно «подает» балерину, не пытается украсть у нее зрительское внимание.


Каждый балетмейстер, делая свою версию «Лебединого», решает, будет ли в спектакле хеппиэнд. У Петипа и Иванова герои гибли, но встречались в лучшем мире. XX век предложил еще два варианта: а) все умерли и никто нигде не встретился, б) хорошие победили плохих и поженились. Шперли выбирает версию, близкую к отцам-основателям. Пока принц врукопашную дерется с Ротбартом, героиня уходит куда-то в падающий снег — и ясно, что это не просто метель, а, должно быть, загробный мир. Победив злодея, туда же устремляется измученный герой. То есть счастливых объятий не случается. Элегическая печаль при закрытии занавеса.


Les lac des cygnes Music by P.I.Tchaikovsky. Choreography by Heinz Spoerli. Zurich ballet. Bel Air Classiques. 2010