Как новенькие
Изданы репринты отечественной журнальной классики: Гинзбург, Эренбург, Лисицкий и другие.
Книг в качестве лучшего подарка сейчас издают много — тяжелых, дорогих, большей частью — бессмысленных. На этом фоне гофрокартонные папочки с шедеврами отечественного дизайна почти столетней давности выделяются скромной, элегантной, чистой красотой. Современные мастера полиграфии смогли сделать главное — за большие деньги не испортить то, что делалось гениями без бюджетов буквально на коленках. Прекрасно все: имитация дешевой бумаги, разорванных и склеенных обложек, воспроизведение шрифтов, отвратительного качества фотографий, «бедного» цвета. Коллекционер конструктивистских зданий, владелец половины знаменитого шедевра — собственного дома архитектора Мельникова — сенатор Сергей Гордеев начинал свою издательскую программу с книг об отечественных архитекторах-новаторах. Постепенно дело дошло и до художников — стартовала серия «Кумиры авангарда». Идея переиздания легендарных журналов буквально носилась в воздухе: «СА» одновременно выходит в двух издательствах. «Вещь» и «Кино-фот» — только в «Русском авангарде». В самой легкой, полупустой папке — драгоценное издание Ильи Эренбурга и Эль Лисицкого «Вещь»: по-настоящему интернациональный, трехъязычный, возвещающий новую созидательную эпоху журнал вышел в трех номерах, да и то один был сдвоенным. Слишком прекрасный, чтобы существовать долго, слишком интеллектуальный, чтобы быть понятым сколько-нибудь широким эмигрантским кругом, слишком авангардный, чтобы заинтересовать кого-либо кроме продвинутых художников, «Вещь» остался легендой. В приложенном тексте Александра Лаврентьева — короткий комментарий, фантастическая история о том, как делали это дизайнерское чудо и почему так быстро настал ему конец.

«Кино-фоту» папка точно в размер — еженедельный журнал по кинематографу и фотографии, издававшийся Алексеем Ганом в 1922—1923 годах, выдержал шесть выпусков. Седьмым в папке обозначено небольшое исследование, посвященное самому издателю — загадочному, неизвестно откуда явившемуся, быстро выдвинувшемуся в лидеры теоретику конструктивизма — с рисунками, коллажами, фотографиями его друга и соратника Александра Родченко.

Единственная папка с обозначением года (и обещанием продолжения) — «СА» («современная архитектура»). Выходивший в 1926—1930 годах журнал, который редактировали Моисей Гинзбург и Александр Веснин, обещают издать полным комплектом, во всей конструктивистской красе —— с проектами великих и забытых авторов, теоретическими текстами российских и зарубежных авангардистов, чертежами построенных и оставшихся на бумаге зданий. Смотреть и плакать — о Москве, конструктивизме, канувшей в лету славе отечественных архитектуры, кинематографа, полиграфии. Хорошо, конечно, что легенды становятся доступнее. Вероятнее всего, ненадолго: мизерные тиражи — самое печальное в новом проекте издательства Гордеева.

«Кино-фот», «СА», «Вещь». Издательский проект «Русский авангард» Сергея Гордеева

Спецпроект

Загружается, подождите ...