Наигрались в декаданс. История группы "Агата Кристи" | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Наигрались в декаданс. История группы «Агата Кристи»

  9 декабря 2004
9 мин
Наигрались в декаданс. История группы «Агата Кристи»
Почти в каждой песне на альбоме «Триллер» звучит слово «любовь». После нескольких лет тишины группа «Агата Кристи» вернулась — с обратной стороны реальности.

«Давно не виделись», — говорит Глеб Самойлов, выкладывая на стол пачку красного Marlboro. Такие же сигареты он курил 10 лет назад — беспрерывно, одну за одной. Тогда вокруг группы «Агата Кристи», выпустившей альбом «Опиум», случился припадок народной любви со всеми вытекающими радостями и патологиями. Они собирали стадионы. Их все время спрашивали, зачем они поют про опиум: наркоманы, что ли? В двух братьев не то чтобы модельной внешности остервенело повлюблялись все эмоционально нестабильные девушки страны: звонили по ночам домой, угрожали женам, рыдали в трубку, а после концертов прокалывали колеса микроавтобуса и личных автомобилей участников группы. Так «Агата Кристи» переживала пик славы. И потихонечку, шаг за шагом, сгущала вокруг себя сумрак.

Альбомом «Ураган» можно было пытать врагов: привязывать их к стулу и устраивать принудительное прослушивание, лишая тем самым психического равновесия. На пластинках «Чудеса» (1998) и «Майн Кайф» (2000) они развели такую нечисть (пауков, мертвецов, и демонов), что заставили всерьез за себя поволноваться. Резонанс последовал самом неожиданным образом: в 2001 году в одном из московских ресторанов от сердечного приступа умер клавишник группы Александр Козлов, самый тихий, спокойный и уравновешенный участник коллектива. И вот тогда-то «чур меня, чур!„ сказала большая часть поклонников. И, немного посочувствовав, отправилась искать кумиров повеселее.

Конечно, „Агата“ могла бы играть „Сказочную тайгу“ до пенсии, на сборных концертах и корпоративных вечеринках. Но перспектива заморозить шкалу достижений на отметке „девяностые“ никак не льстила самолюбию: поэтому был записан альбом „Триллер“. И вот они возвращаются — с обратной стороны реальности, откуда могли бы и не вернуться. Давно не виделись! “Мы дошли до кульминации — и в нашей эстетике, и в жизни, — говорит Глеб Самойлов. — Все было взаимосвязано. С одной стороны, песни отражали состояние души. С другой — они же его и диктовали„. “Опасная игра, — добавляет Вадим . — И тем не менее мы ее сами выбрали. А потом выбрали жить„.

“Самые мрачные песни в нашей истории мы уже записали„, — Глеб Самойлов снова наливает в стакан минеральной воды. Оба брата выглядят значительно бодрее, чем бывало за последние пять лет. Пьют минералку и курят, сбавив обороты (одна сигарета за полчаса). Делюсь наблюдениями: альбом „Триллер“ на фоне их творчества последних лет звучит жизнеутверждающе. “Ну, насколько это вообще можно сказать про нас„, — уточняет Глеб. “После того как умер Саша Козлов, мы очень долго восстанавливались, — говорит Вадим. — Не понимали, как будем сочинять, как теперь функционировать группе. Много времени ушло на то, чтобы появились силы по-новому взглянуть на жизнь, на музыку, на себя. И начать все сначала„.

Альбом „Триллер“ записывали с февраля по октябрь 2004-го, на собственной студии на Южной. Писали вдвоем, даже без техников. После долгих поисков подходящей рекорд-компании решили выпускать пластинку самостоятельно: теперь они сами себе лейбл и сами себе продюсеры, осуществляющие сверхзадачу — выйти из сумрака. Сами организовывают и устраивают презентации альбома в Екатеринбурге, Питере и Москве. Столице готовят сюрприз — 17 декабря собираются выйти на сцену впятером. Одним из „людей икс“ наверняка будет барабанщик Андрей Котов, в последнее время существующий как-то сам по себе, отдельно от группы, как сессионный музыкант. Он не принимал участия в создании альбома, не ходит с группой на интервью, и вообще несколько лет назад уехал жить в Ригу. Так что теперь „Агата Кристи“ — это Самойлов и Самойлов. Братья, которых раньше часто путали внешне (теперь Глеб носит ирокез, а Вадим — длинные волосы, так что обознаться невозможно), стали „единым целым“, достигнув поразительного духовного единения. “Раньше мы работали на антитезе, каждый гнул свое. А теперь — просто перестали спорить. Больше доверяем друг другу. Теперь у нас меньше личных амбиций внутри коллектива„. Внутри, возможно, и меньше, но это не имеет никакого отношения к „внешней“ политике. Самойловы все время повторяют: “Мы — культовая группа„, как бы самоутверждаясь в статусе. Если ты можешь позволить себе выпуск нескольких альбомов „не для всех“ с последующим четырехлетним исчезновением, и тебя при этом все равно любят и забрасывают письмами фэн-сайты — это действительно культ. У „Агаты“ по-прежнему есть преданная армия фанатов (Глеб с удовольствием рассказывает, что их страшно любят готы и всегда ставят их песни на своих вечеринках). “Сейчас я знаю, кумир — временное положение вещей, — говорит Вадим, — и весь ажиотаж, связанный с этим статусом, — обман„.

Впрочем, рефлексии теперь в прошлом. Сегодня есть другие поводы поволноваться: за успех и признание альбома. С детским восторгом братья Самойловы переключаются на обсуждение хит-парада „Чартова Дюжина“ на „Нашем Радио“, где „группа “Агата Кристи“ вышла на первое место, оттеснив на второе группу „Агата Кристи“ (треки „Триллер“ и „В интересах революции“ делили первые места несколько недель). Сидящие в клубе „16 тонн“, в окружении родных (Вадик пришел на интервью с женой Юлей, Глеб — с маленьким сыном Глебом, который, карабкаясь на Юлю, доводит до абсолюта картину семейной идиллии), они кажутся остепенившимися и взрослыми, хотя им эта характеристика не по вкусу.

„Наверное, мы просто приобрели некоторый опыт. Все же мало кому посчастливилось пройти такой путь“, — говорит Вадим. „А кому посчастливилось, так уж на все сто — их с нами нет, — добавляет Глеб. — А мы живы, мы снова делаем рок-н-ролл“. Почти в каждой песне с альбома „Триллер“ звучит слово „любовь“. Раньше они так же часто играли со словом „смерть“. Наигрались. За несколько недель до выхода альбома „Триллер“ демо-запись попросила послушать Земфира. Ей было интересно: говорят, она искренне любит группу „Агата Кристи“. Самое трогательное в случае с „Агатой Кристи“ — что все их любят. Как бы там ни было.

ПЛАВАЛИ — ЗНАЕМ:
UP&DOWN

В отличие от многих групп, чье движение можно охарактеризовать как ровное и поступательное, музыканты „Агаты Кристи“ вполне могли бы сказать о себе словами Лени Федорова: „Я столько падал, столько же вставал“.

UP: 1988-1990
Первая „золотая эра“ — 1988 год. Группа выступает на фестивале „Сырок“ и попадает в прогрессивную телепрограмму „Взгляд“. Надо напомнить: в те времена не было не только музыкальных каналов, но и музыкальных программ — кроме разве что „Музобоза“ и „Утренней почты“, активно промоутировавшей Валерия Леонтьева и певицу Азизу . „Съемку с фестиваля посмотрела Марина Лозовая, музыкальный редактор „Взгляда“, — вспоминал Саша Козлов. — И что-то ей, очевидно, понравилось в нашем выступлении: совершенно без всяких просьб она включала какие-нибудь кусочки этого концерта в каждую вторую передачу „Взгляд“. По тому времени это была феноменальная раскрутка — тем более для группы, которую никто особо не знал“. Результат — бешеная гастрольная деятельность: например, в период с декабря 1988-го по июнь 1989-го группа отыграла около 80-90 концертов. География — от Калининграда до Красноярска. Публика ломилась на концерты, однако в рок-музыкальной среде, чья оценка была тогда весьма актуальной, „Агата“ признания не получала, оставаясь в своем роде белой вороной. Весной 1989 года группа начинает записывать первый вариант альбома „Коварство и любовь“ (по техническим причинам впоследствии перезаписанный), — „с массой клавишных… Пафосный симфонизм“. В Свердловске альбом приняли на ура, „а вот в Москве и в Питере его посчитали интеллектуальной попсой — в том смысле, что очень много красивостей, гармонизмов, мелизмов и клавиш, чтобы считать это настоящим рок-н-роллом“. Затем последовал „Декаданс“. „Если ставить их подряд, — говорил Козлов, — складывается ощущение, что это две разные группы. Был он чересчур меланхоличным, интимным, уж очень осенним, личностным, мрачноватым. И когда мы играли „Декаданс“ на концертах, отклик публики был менее энергичный — не слишком к месту он пришелся, но самим нам очень нравился“.

„Мы трепетно относились к тому, что делали, и понимали: дело тут совершенно не в музыке. Мы имеем право играть то, что хотим, и это всегда было самым главным“, — говорил старший Самойлов. Гастролируя по клубам Дании, Франции, Германии, группа вступала в период down.

DOWN 1990-93
К 90 году свобода на ТВ закончилась, в систему взаимоотношений с программами вошло слово „бизнес“, подразумевавшее оплату музыкальных эфиров, и „Агата Кристи“ из телевизора исчезла. О ней стали забывать — период 1990-92 годов группа доживала на прежней славе. Ощущение, что нужно что-то менять, вылилось в запись альбома, „нарочито популярного и по звучанию, и по подаче“, — „Позорная звезда“. „Мы делали его как бы немного назло… Говорят — „гитары“, а мы сыграем электронный бас. Говорят — „живые барабаны“, а мы возьмем и спрограммируем эти барабаны, выберем самую что ни на есть синтетическую кассу. Было такое легкое озлобление, захотелось наплевать на мнения всех окружающих. И когда мы его записали, буквально спустя недели две почувствовали, что получилось. Это был первый альбом, который нас удовлетворил полностью“, — вспоминали музыканты. Концертов по-прежнему не было. Денег, чтобы снять хоть какой-нибудь малобюджетный клип, — тоже. "Мы продолжали писать музыку и даже немного гастролировали. Сначала казалось — вот, временные трудности… Но это продолжалось три года… В тот период куча народу ушла в ларьки, кооперативы всякие… А мы делали свое дело, потому что деваться было некуда», — говорил несколько лет спустя Саша Козлов.

UP: 1994-2000
В 1994 году на московском канале бешено заэфирили видео «Как на войне» — начинался период мощнейшего подъема. До конца девяностых «Агата», сотрудничавшая с компанией Rise Music (летом 1996 года преобразованной в «Райс Лис’С»), с легкостью собирала стадионы по всей России, оставаясь самой успешной гастролирующей группой страны. В 2000-м, через три года после триумфального «Урагана», выходит «Майн Кайф?». 2 марта 2001 года умирает Саша Козлов — один из основателей группы.

DOWN: 2001-2004
Период полной тишины.

UP: 2004
Выходит альбом «Триллер».

(в тексте использованы архивные материалы)